БОЛЬШОЙ РАЗМАХ МАЛОГО КРЫЛА

15 марта  2017

Сегодня к приморцам вернулся уже полузабытый выбор: они могут отправиться из отдаленного района в краевую столицу или из Владивостока в отдаленный район и по земле, и по воздуху. Как правило, люди предпочитают лететь самолетом.

Потому что это быстро и удобно, сильно экономит и время, и деньги. Ведь цена билета на авиарейс, как правило, ничуть не дороже, чем на утомительную автобусную поездку. В Приморском крае, первом из регионов Дальнего Востока, возродили малую авиацию.

 Корреспондент журнала «Окно в АТР» встретился с руководителем КГУАП «ПластунАвиа» Виталием Юшиным. Это предприятие обеспечивает жизнедеятельность взлетно-посадочных полос (ВПП) и все их наземное аэродромное обслуживание.

А ты, улетающий вдаль самолёт,
В сердце своём сбереги:
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги...

ushinПЕРВОКЛАССНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОТЛИЧНЫХ САМОЛЕТОВ

Хотелось узнать подробности, отсюда и первый вопрос:

- Виталий Витальевич, что из себя представляет «Пластун-Авиа»?
На какой базе предприятие было создано, как развивалось?

- В начале в 1996 году, в связи с передачей АО «Владивостокавиа» имущества аэропортов Тернейского района в муниципальную собственность все структурные подразделения, оказывающие услуги по наземному обеспечению полетов, стали самостоятельными.
Так возникли отдельные юридические лица МУАП «Аэропорт» (Кавалерово), МУАП «Терней-Авиа» (Терней), МУАП «Пластун-Авиа» (Пластун), МУАП «ДальнереченскАвиа» (Дальнереченск).
Структура оказалась громоздкой и плохо управляемой.
Поэтому на уровне администрации края было принято решение объединить большинство посадочных площадок малой авиации.
Учитывая, что юридический адрес предприятия МУАП «ПластунАвиа» на тот момент находился в пос. Пластун Тернейского района Приморского края, было решено
провести реорганизацию путем объединения трех авиационных предприятий в краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа» (КГУАП).

На момент объединения в состав авиационного предприятия входили аэродром «Пластун», «Терней» и посадочные площадки севернее Тернея: Агзу, Амгу, Максимовка, Усть-Соболевка, Единка, Самарга и Светлая. Позднее к нам присоединился и аэропорт «Кавалерово».

В рамках Воздушного Кодекса и требований по авиационной безопасности все структурные подразделения были переведены в статус посадочных площадок.

- Что дало объединение и реорганизация нового предприятия?

- Это значительно сократило затраты средств краевого бюджета на сертификацию аэродромов.
Сегодня в составе КГУАП «Пластун-Авиа» находится 13 структурных подразделений. С 2015 года вновь начала работу посадочная площадка «Дальнегорск», которую мы построили практически с нуля.
Сегодня туда выполняются полеты семь раз в неделю. Также были открыты новые посадочные площадки «Преображение» и «Дальнереченск».

В рамках государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы» губернатором Владимиром
Миклушевским было принято решение по приобретению трех самолетов для внутренних краевых авиационных перевозок и двух вертолетов для санитарной авиации. Первые два самолета были закуплены в 2014 году, третий в 2016 году и переданы в эксплуатацию авиакомпании «Аврора». Помимо непосредственно летной работы авиакомпания оказывает услуги по техническому обслуживанию воздушных судов.

- На реставрацию и строительство новых взлетно-посадочных полос, аэровокзалов необходимы сотни миллионов рублей.
Откуда средства и сколько еще будет построено площадок?

- Предприятие «Пластун-Авиа» - это социально значимый проект, нацеленный на обеспечение транспортной доступности населения самых отдаленных районов
Приморского края. Здесь, понятно, не идет речь ни о каких сверхприбылях. Мы работаем исключительно за счет субсидий Приморского края по программе развития транспортного комплекса. Компания содержит посадочные площадки, штат предприятия, оплачивает обслуживание воздушных судов. Еще одна субсидия
выделяется краем на реконструкцию и строительство новых посадочных площадок. До 2021 года мы должны довести общую численность посадочных площадок с тринадцати до двадцати двух. В этом году планируем открыть их в населенных пунктах Восток и Серафимовка.

- Пассажир голосует рублем.
Насколько сегодня востребованы рейсы, по каким маршрутам летают самолеты местных авиалиний?

- Фактически цена за авиабилет равна цене билета на автобус. Это льготный и глубоко социальный тариф, который утвердил губернатор края Владимир Миклушевский.
Каждый житель Приморья может в этом убедиться, добравшись всего за час из Владивостока в Кавалерово, за 1 час 10 минут - до Дальнегорска, за 1 час 20 минут до Пластуна. Всего полтора часа потребуется, чтобы долететь до Тернея. Для сравнения: из краевого центра в Терней поездка на автобусе займет 13-15 часов. Желающих воспользоваться услугами малой авиации более чем достаточно, пассажиры заблаговременно приобретают авиабилеты. Потому что непосредственно перед полетом в кассах их практически не бывает.

- На внутренних приморских авиалиниях задействованы самолеты канадского производства.
Почему именно они?

- Воздушные суда канадской компанией «Викинг» широко используются во всем мире. Летательные аппараты Twin Otter могут быть оборудованы колесным, лыжным или поплавковым шасси. Это позволяет взлетать не только с подготовленных площадок, но и с поверхности воды, снежных полей. Twin Otter - отличный функциональный самолет, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны. У него не убирается шасси, поэтому по техническому обслуживанию он экономичней своих аналогов. Самолет, как я уже говорил, неприхотлив к покрытию взлетно-посадочной полосы. Он может садиться и на грунт.

В климатических условиях Приморского края самолет максимально выполняет свои функции. Все три машины находятся в эксплуатации авиакомпании «Аврора» (дочернее предприятие Аэрофлота). Авиакомпания обеспечивает высокое качество технического обслуживания и эксплуатации воздушных судов. Компания
не только подбирает экипаж, но и обучает, тренирует летный состав на данный тип воздушного судна. У «Авроры» есть программа по подготовке авиационных специалистов, свой учебный центр. Мы отдали новые самолеты в надежные руки.

- Для обслуживания взлетно-посадочных полос тоже нужны профессиональные кадры.
Есть ли они у вас?

- В авиации случайных, не профессиональных людей быть не должно. Есть определенные требования к персоналу, занимающемуся наземным обслуживанием по приему, выпуску воздушных судов, по работе с пассажирами, охране объектов авиационной инфраструктуры. Все эти функции выполняют штатные работники «Пластун-Авиа». Наши люди регулярно подтверждают и на спецкурсах повышают свою квалификацию. Мы проводим обучение вновь принятых сотрудников.
На договорной основе привлекаем специалистов Дальневосточного центра по подготовке персонала: диспетчеров - информаторов, специалистов по досмотру, начальников посадочных площадок. Все наши авиационные специалисты, без единого исключения, сертифицированы.

- Используются ли авиационные объекты для строительства новых?
Или начинаете все с нуля?

- В части развития аэродромной инфраструктуры опираемся на существовавшие площадки. Все они спроектированы профессиональными советскими специалистами, как и положено, с учетом розы ветров. А вот реконструкцию иногда приходится производить с нуля. Такое было в поселке Преображение.
Мы зашли туда практически в чистое поле. Но потом подняли документацию, увидели место, где располагалась старая посадочная площадка. Все затраты по ее реконструкции взяло на себя градообразующее предприятие «Преображенская база тралового флота». По примеру Дальнегорска в Преображении приобретено и установлено новое модульное служебно - пассажирское здание. На втором этаже работает диспетчер-информатор, который выдает экипажам фактическую погоду, состояние ВПП. Но окончательное решение о посадке или взлете принимает командир воздушного судна.

И ВЕРТОЛЕТОМ МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ...

vert- На внутрикраевых авиационных перевозках используется и вертолет.
По каким маршрутам?

- Винтокрылый МИ-8 базируется в Тернее и находится в эксплуатации авиакомпании «Дальнереченск Авиа». Она выполняет пассажирские перевозки по маршрутам Терней и выше на Агзу, Самаргу, Светлую, Усть-Соболевку, Максимовку. В силу географического расположения Приморского края, климатических условий и мест нахождения посадочных площадок эксплуатация вертолета МИ-8 необходима непосредственно для перевозки пассажиров в северные районы края, так и для подстраховки.

- Санитарная авиация, инициатором восстановления которой также выступил губернатор Приморского края, находится под вашей опекой.
Несколько слов о ее работе.

- Для оказания скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи населению Приморского края закуплены два вертолета Eurocopter AS 350B3.  Эти вертолеты имеют специальное медицинское назначение, экипажи и медперсонал которых неоднократно спасали жизни людей. В 2016 года воздушными судами доставлены из отдаленных поселков в краевую больницу 217 человек, в том числе грудные дети, беременные женщины, пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эксплуатациейвертолетов занимаются высокопрофессиональные пилоты.

- Имена первым двум самолетам выбирали жители края.
Сообщалось, что в голосовании приняли участие около пяти тысяч человек.
Названия воздушных судов нанесены на борт каждого из них на русском и английском языках.
Определено ли имя третьего борта?

- Первые два самолета названы именами Владимира Арсеньева и Владимира Сайбеля. Эти фигуры для нашего края знаковые. Конкурс на имя третьему самолету,
инициатором которого стал губернатор Владимир Миклушевский, продолжается. Думаю, совсем скоро оно появится и на борту воздушного судна. И будет таким
же достойным, как и предыдущие.

- И последний вопрос.
Виталий  Витальевич, как Вы пришли в авиацию, стали руководителем предприятия «Пластун-Авиа»?
Ведь, насколько мне известно, Вы окончили факультет лесного хозяйства и охотоведения Приморского сельскохозяйственного института (ныне сельхозакадемия)?

- В годы учебы нам преподавали и курс: «Авиационная охрана лесов от пожаров», который у меня неизменно вызывал интерес. После окончания вуза я отслужил
два года в Вооруженных силах, поработал на предприятиях лесной отрасли. В конце концов, судьба привела меня в авиационную охрану лесов. В 2003 году
во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников лесного хозяйства я отучился на курсах: летчик-наблюдатель гражданской авиации.

Моя работа заключалась в том, что в составе летного экипажа я занимался патрулированием лесных массивов. Сначала необходимо было обнаружить очаг возгорания, осмотреть его, оценить обстановку, принять решение о ликвидации. Определив потребность в силе и средствах, доставить работников Приморской базы авиационной охраны лесов к месту тушения пожара, потом забрать их оттуда.
Начинал я работать в Кавалеровском авиаотделении. Тогда я и предположить не мог, что впоследствии мне выпадет честь восстанавливать аэропорт в Кавалерово. Сегодня любо-дорого посмотреть на отремонтированный аэровокзал, отделанный современными материалами. В нем красиво, комфортно, уютно.
Сделано все для удобства людей. Рискованной, но безумно интересной работе в авиалесоохране я отдал более 11 лет. Прошел путь от летчика-наблюдателя до
начальника Приморской базы авиационной охраны лесов.
Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что мне постоянно выпадает работа по восстановлению инфраструктуры, по ее укрупнению, расширению. В Приморской
авиационной охране лесов мы с коллегами создали 5 структурных подразделений – пожарно-химических наземных станций.
Работая в авиационной лесоохране я получил бесценный опыт.
Поэтому, когда поступило предложение возглавить «Пластун-Авиа», я просто не мог отказаться от такой серьезной, интересной и ответственной работы. Чтобы соответствовать всем критериям руководителя авиационного предприятия, снова учусь. Мне нравится моя работа, в которой есть четкие цели, задачи, есть к чему стремиться и созидать.

журнал ОКНО в АТР № 15 март 2017, www.oknovatr.ru.
Виталий Холоимов
фото автора