Пластун-Авиа

Краевое государственное

унитарное авиационное

предприятие

«ПЛАСТУН-АВИА»: КАК ПРОВОЖАЮТ И ВСТРЕЧАЮТ САМОЛЕТЫ

 

25 мая 2018

Дальневосточной авиации – 90 лет. Первый гражданский воздушный маршрут был открыт в 1928 году – он соединил Иркутск и Якутск. Это была первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Но самый первый полет состоялся куда раньше, в 1911 г., когда русский авиатор Яков Седов поднялся на 50 метров над Владивостоком и бухтой Золотой Рог на аэроплане «Фарман». И если тогда это было сродни сенсации, то сегодня – вполне обыденное дело: даже из самых отдаленных поселков взлетают самолеты. Взлет и посадку обеспечивают специалисты КГУАП «Пластун-Авиа», которые содержат площадки, аэровокзалы и их инфраструктуру.
Малая авиация сегодня – один из самых востребованных видов транспорта. Приморский край стал единственным регионом, который после лихих 90-х возродил ее, создав Краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа». Да так, что приморцев стали приводить в пример другим субъектам Российской Федерации.

ДОСТУПНЫЕ АВИАБИЛЕТЫ

Субсидирование авиаперевозок осуществляется за счет краевого бюджета. В результате цена на авиабилеты стала сопоставима со стоимостью автобусных билетов на этих маршрутах. Теперь у жителей Приморья есть выбор – ехать 10-12 часов по трассе, или всего за час-полтора долететь из самого отдаленного поселка во Владивосток. Схема субсидирования построена таким образом, чтобы перевозчик был заинтересован в загрузке воздушного судна. Предусмотрены субсидии на возмещение недополученных доходов, на приобретение воздушных судов, настроительство, реконструкцию, содержание и организацию эксплуатации посадочных площадок и другое.

Журнал «Окно в АТР» регулярно рассказывает нашим читателям о дея-тельности «Пластун-Авиа», о том, как ежегодно даже в самых отдаленных
поселках появляются новые взлетные площадки и аэровокзалы. Об истории предприятия, о том, как оно сегодня живет и развивается, нам рассказал его директор, Виталий Витальевич Юшин. «Пластун-Авиа» было создано в целях содержания посадочных площадок, обеспечения приёма воздушных судов и обслуживания пассажирских пере-возок в 1996 году. Поначалу основной «рабочей лошадкой» был самолет АН-2. Работало несколько эскадрилий, располагавшихся во Владивостоке и Дальнереченске, которые охватывали практически все Приморье. Взлетнопосадочные полосы были практически в каждом отдаленном поселке края.

Но все изменилось после того, как с наступлением реформ прекратилась государственная поддержка малой авиации. В результате воздушные суда стали переходить в частные руки. В компании «Владивосток-Авиа» сочли АН-2 морально и технически устаревшей летной техникой и отказались от ее использования. Настала пора использовать новые технологии, новые воздушные суда, чтобы пассажиры с комфортом могли пользоваться воздушным транспортом.

МАШИНА, ОПРАВДАВШАЯ СЕБЯ НА 200 ПРОЦЕНТОВ

plavia1– Как я уже рассказывал в предыдущей нашей беседе, для обеспечения работы местных авиалиний мы остановились на самолете канадского производства DHC-6, – вспоминает руководитель «Пластун-Авиа». – Его отличительной особенностью является неприхотливость, полное соответствие требованиям нашего рельефа, климата, длины ВПП. Эта машина, рассчитанная на 19 мест, оправдала себя на 200%. Никаких сбоев, поломок в работе, техника работает безотказно в любых погодных условиях. Время показало, что сделан правильный выбор типа воздушного судна, в чем большая заслуга администрации Приморского края, го хозяйства, который курирует нашу работу. А ведь сколько было скептиков по поводу этого проекта… Приморцы ощутили на себе все достоинства этого типа самолета: быстро, комфортно, удобно. 25 августа исполняется ровно 4 года с момента поставки первого воздушного судна.

Имена самолетам DHC-6, приобретенным для малой авиации в Приморье, выбирали жители края. В голосовании приняли участие около пяти тысяч человек. Воздушные суда были названы в честь путешественника, исследователя Дальнего Востока, писателя Владимира Арсеньева; заслуженного пилота России, создателя приморской гражданской авиации Владимира Сайбеля; российского военного деятеля, начальника штаба Владивостокской крепости (1887 год), исследователя северных районов Приморья, рек Амурского бассейна, одного из первопроходцев Уссурийского края, составителя первого словаря адыгейского языка Ивана Надарова. Их фамилии нанесены на борт каждого самолета на русском и английском языках.

Помимо Приморья такой тип самолета успешно применяет и Чукотка. Там они в основном приземляются на лыжные шасси. Планировалась закупка таких самолетов и на Сахалине. DHC-6 рассчитан на эксплуатацию в климатических условиях Дальнего Востока, Приморья и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в плане надежности и безопасности.

РЕЙС НА ВОСТОК

Применение нового типа самолета потребовало от коллектива «Пластун-Авиа» большого труда: необходимо было привести инфраструктуру поса-
дочных площадок в соответствие с требованиями эксплуатации данного типа самолета. В течение трех лет были открыты новые посадочные площадки в поселках Дальнегорск, Преображение, Дальнереченск. Появи-лись новые служебно-пассажирские здания. В конце прошлого года была открыта площадка в поселке Восток Красноармейского района. На месте старой отсыпали новую, оградили периметр, построили служебно-пассажирское здание в соответствии со всеми необходимыми требованиями. В декабре прошлого года в поселок Восток был совершен первый полет.

– Пока частота полетов в этот поселок составляет один раз в неделю, и загрузка не такая большая, как хотелось бы, – пояснил мне Виталий Витальевич.
– Но я уверен, что эта ситуация изменится с наступлением летнего сезона. Пассажиры начнут чаще летать, почувствовав, как это удобно, доступно и приятно всего через 3 часа полета из отдаленного Востока оказаться во Владивостоке, нежели 8-9 часов ехать по трассе. Там, начиная от Рощино в сторону Востока, очень сложный участок дороги, поэтому самолет станет прекрасной альтернативой автобусу.

Также в рамках развития инфраструктуры краевое предприятие построило в 2016 году в поселке Амгу, а в прошлом году в поселке Светлая новые служебно-пассажирские здания аэровокзалов. В процессе организации работы нового здания аэровокзала в Светлой возникла кадровая проблема. И в этом нет ничего удивительного, так как в отдаленных поселках не хватает трудовых ресурсов. До ввода в эксплуатацию объекта обслуживание пассажиров производилось силами диспетчера и начальника площадки, потом приняли 4 сторожа, агента по продажам. Словом,
постепенно удалось полностью укомплектовать штат структурного подразделения. Теперь местные жители не без чувства гордости называют новое здание аэропортом – настолько красивый и эстетичный он имеет вид.

В настоящее время полеты на самолетах DHC-6 осуществляются из Владивостока в населенные пункты:
Кавалерово – 10 рейсов в неделю, Терней – ежедневно, Пластун – два рейса в неделю, Дальнегорск – ежедневно, Дальнереченск – четыре рейса в неделю, Преображение – пять рейсов в неделю, из Тернея в Светлую – четы-ре раза в неделю, Амгу и Единку – по одному разу в неделю.

Полеты в отдаленные северные районы Приморского края осуществляются вертолетом Ми-8:
из Тернея в Амгу, Максимовку, Усть-Соболевку, Светлую – два раза в неделю, Единку, Самаргу и Агзу – по одному рейсу в неделю, самолетом Ан-2 из Дальнереченска в Олон, Охотничий, Единку, Самаргу – по одному рейсу в неделю.

МОДУЛЬНЫЙ АЭРОВОКЗАЛ

Касаясь ближайших планов, директор авиапредприятия сказал, что сейчас идет согласование инвестиционного проекта для поставки модульного здания аэровокзала в поселок Терней.

Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края одобрено решение о выделении в 2018 году на эти цели 15 миллионов рублей. Проведенная экспертиза старого здания аэровокзала показала, что эксплуатировать его больше нельзя, так как оно имеет большой износ. Поэтому было решено возвести новый аэровокзал, который в короткие сроки соберут из сэндвич-панелей, здание будет на 30% просторнее старого. Расширение площади вызвано тем, что Терней является узловой посадочной площадкой, связывающей Владивосток с северными территориями края. Там базируется вертолет для пассажирских перевозок, туда же выполняет рейс самолетом из Владивостока, следующий по маршруту Владивосток–Терней, Терней–Светлая, Терней–Единка. В новом здании аэровокзала пассажиры будут в комфортных условиях ожидать свой рейс. В Тернее летом жарко, поэтому аэровокзал будет оборудован кондиционерами. Предусмотрена комната матери и ребенка, санузлы, стерильная зона для ожидания посадки на рейс.Диспетчерская аэровокзала будет находится на втором этаже.

– Первое здание аэровокзала малой авиации подобного конструктива было построено в Преображении в сентябре 2016 года. Тогда в крае бушевал тайфун «Лайонрок», – вспоминает Виталий Витальевич. – Благодаря открытию новой посадочной площадки мы связали воздушным сообщением Преображение с Владивостоком. В условиях, когда все дороги размыты, и прерванное сообщение будет восстановлено не быстро, малая авиация стала настоящей палочкой-выручалочкой. В связи со сложившейся ситуацией Администрацией Приморского края тогда было принято решение о снижении стоимости авиабилетов для жителей Преображения, которые оказались отрезаны стихией от краевого центра.

В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Сегодня большая авиация летает практически при любых погодных условиях. Насколько в этом плане выросла в последнее время малая авиация? Как рассказал В.В. Юшин, для всех трех самолетов DHC-6 были закуплены автопилоты, которые устанавливаются авиакомпанией «Аврора», эксплуатирующей воздушные суда. Для того, чтобы они функционировали в полной мере, на посадочных площадках необходимо будет провести дополнительные работы. Это позволит воздушным судам заходить на взлетно-посадочные полосы с большой точностью даже в условиях ограниченной видимости.

– Благодаря этому увеличится частота полетов, сократятся отмены рейсов – пояснил Виталий Витальевич. – Да и экипажи будут меньше уставать, что безусловно положительно отразится на безопасности полетов. Набрав определенный эшелон, можно будет продолжать полет в режиме автопилота.

Помимо этого, продолжается процесс технического дооснащение самолетов по рекомендациям завода-изготовителя в рамках договора на техническое обслуживание с авиакомпанией «Аврора».

Во время интервью с руководителем «Пластун-Авиа» у меня возник риторический вопрос: как в условиях санкций, объявленных США и Евросоюзом, канадские самолеты обеспечиваются запасными частями? Выяснилось, что проблем в этом плане нет. В процессе эксплуатации воздушных судов постоянно приобретаются рекомендуемые заводом-изготовителем оригинальные запасные части и дополнительное оборудование, необходимый запас расходного оборудования пополняется.

РАЗВИВАЯ ДОСТИГНУТОЕ

«Пластун-Авиа» – это не только содержание ВПП, аэровокзалов, обеспечение полетов, содержание самолетов, эксплуатируемых авиакомпанией «Аврора». Под контролем авиапредприятия находится и санитарная авиация Приморья, спасшая не одну сотню жизней. Для обеспечения бережного хранения санитарного вертолета в конце прошлого года был возведен ангар на посадочной площадке Кавалерово, отремонтирован пункт выдачи ГСМ, произведен частичный ремонт взлетно-посадочной полосы. В связи с климатическими особенностями Приморья, работы по поддержанию взлетно-посадочных полос в надлежащем состоянии ведутся постоянно. Причиной всему – интенсивные осадки, которые оказывают негативное влияние.

На III Восточном экономическом форуме министр транспорта Максим Соколов не только отметил положительный опыт работы Приморского края в развитии малой авиации, но и поставил ее в пример другим регионам. И это не осталось незамеченным. В «Пластун-Авиа» звонят, интересуются его формулой успеха.

– На деле никаких секретов здесь нет, – считает В.В. Юшин. – Чтобы достичь успехов в развитии малой авиации, нужна заинтересованность краевых властей и понимание необходимости данной работы с целью развития региона на благо его жителей. В Приморском крае такое понимание есть. Беседуя на эту тему с Виталием Витальевичем, мне стало очевидно, что успех не только в выделенных краевой администрацией средствах на развитие малой авиации, но и в организаторском таланте руководителя «Пластун-Авиа», слаженной работе коллектива всего предприятия.

– Это лучшие специалисты, с которыми я когда-либо работал, – откровенно сказал директор.
Достигнутый успех не был бы возможен без умелой кадровой политики и подготовки кадров. На протяжении многих лет авиапредприятие сотрудничает с Дальневосточным центром подготовки авиационного персонала (Хабаровский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации) и Московским государственным техническим университетом гражданской авиации. Каждый из специалистов получает соответствующее свидетельство и сертификат. Учебный центр на базе авиакомпании «Аврора» вышел с предложением о разработке своей программы подготовки специалистов для обслуживания посадочных площадок. После ее утверждения персонал авиапредприятия будет проходить обучение в данном авиационном учебном центре.

ПЛОЩАДКА ЗА ПЛОЩАДКОЙ

– В будущее мы смотрим с оптимизмом, – сказал в конце интервью В.В. Юшин.
– По поручению врио Губернатора Приморского края Тарасенко А.В. прорабатывается вопрос организации краевых авиаперевозок в г. Арсеньев.

Специально для этого создана рабочая группа, в которую вошли представители завода «Прогресс», авиакомпании «Аврора» и краевого авиапредприятия «Пластун-Авиа». В составе этой группы мы работаем над реализацией данного проекта. Как только получим разрешительные документы, тут же приступим к работе. Надо сделать все возможное, чтобы жители Арсеньева тоже могли пользоваться услугами малой авиации. Кроме того, в рамках программы развития транспортного комплекса Приморского края существует целый перечень посадочных площадок, которые планируются к восстановлению или созданию к концу 2021 года. Возводя новые взлетно-посадочные полосы, мы тем самым сохраняем и приумножаем традиции Дальневосточной авиации, которая в этом году отмечает знаменательный юбилей – 90 лет со дня открытия первого воздушного маршрута

Текст: Александр Гельбах
фото : Виталий Холоимов

plavia2