ПЛАСТУН-АВИА: ВОЗРОЖДЕННЫЙ ПОЛЕТ

ТЕКСТ: ВИТАЛИЙ ХОЛОИМОВ
ФОТО АВТОРА И ИЗ АРХИВА КГУАП «ПЛАСТУН-АВИА»

Уходящий 2021 год для Приморья знаковый. 25 лет тому назад Правительством Приморского края было принято решение о возрождении малой авиации путем создания краевого предприятия – КГУАП «Пластун-Авиа». Начиная с 2014 года, в результате грамотной, продуманной политики были полностью восстановлены, реконструированы 15 посадочных площадок со всей необходимой инфраструктурой, приобретены три воздушных судна. Благодаря субсидиям, выделяемым из бюджета Приморского края, стоимость авиабилета сравнима с  автобусным на этих маршрутах. Теперь у приморцев есть выбор – потратить 10-12 часов своего времени на путешествие наземным транспортом или за полтора часа долететь до краевого центра. Как правило, выбирают второй вариант.

 – В юбилейном для нашего предприятия году мы полностью завершили строительство модульных зданий аэровокзалов на объектах транспортной инфраструктуры, – рассказал нашему корреспонденту руководитель КГУАП «Пластун-Авиа» Антон Сергеевич Маслов. – Крайними населенными пунктами, где они появились, стали Усть-Соболевка и Максимовка. Теперь на каждой посадочной площадке имеется современное, теплое, безопасное здание, где пассажир может ожидать свой рейс в комфортных условиях. Летом работают кондиционеры, зимой – обогреватели. Само здание аэровокзала состоит из трех модулей. В первом пассажир приобретает билеты, ожидает приглашения на рейс перед прохождением досмотра. Далее находится зона предполетного досмотра пассажиров и багажа. В третьем модуле расположен зал ожидания. За счет регионального бюджета были отремонтированы, реконструированы все взлетно-посадочные полосы посадочных площадок, которые сегодня полностью соответствуют необходимому уровню безопасности полетов. Предприятие проводит работу по  регистрации прав находящихся в эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

декабрь 2021 

 – Одно дело строить в городе, где до строительных магазинов рукой подать, и совсем другое – в отдаленном поселке. Как решали вопросы логистики, доставки?

– Проблемы есть только у тех, кто не хочет работать, – считает Антон Сергеевич. – Если есть желание, хорошая и ответственная организация работ, то все непременно получится. Здания аэровокзалов малой авиации построили подрядчики, победившие в аукционе в рамках закона «О контрактной системе» (№44-ФЗ). Поставка стройматериалов осуществлялась морем, благо основная часть посадочных площадок находится вдоль морского побережья. Например, в Тернейском районе расстояние от береговой черты до посадочной площадки в среднем 5 километров. Крупногабаритные грузы загружались в Пластуне на плашкоуты и морем доставлялись к месту строительства. Логистика трудная, но мы ее успешно решили.

КРАТКАЯ СПРАВКА:
Посадочные площадки КГУАП «Пластун-Авиа»: Агзу, Амгу, Восток, Дальнегорск, Дальнереченск, Единка, Кавалерово, Максимовка, Малая Кема, Пластун, Преображение, Самарга, Светлая, Терней, Усть-Соболевка.

– Прилетевших из Владивостока в Кавалерово пассажиров неизменно встречает двухметровая скульптура тигренка. Это поднимает настроение как прилетевшим, так и встречающим. Интересно, кто ее автор?

– Тигренка изваял местный житель Букарь Олег Иванович, занимающийся скульптурой и лепниной. С ним я познакомился в 2015 году во время командировки в Кавалерово. Договорились, что мы примем тигренка на баланс «Пластун-Авиа». Олег Иванович охотно согласился. С тех пор символ Приморья приветствует каждого, кто прилетел в Кавалерово.

– Сегодня вопрос безопасности малой авиации стоит как никогда остро. Причина тому – ряд авиационных происшествий. В связи с этим вопрос: как зарекомендовали себя в Приморье самолеты DHC-6?

– Семь лет тому назад за счет регионального бюджета были приобретены три самолета канадского производства. Данный тип воздушного судна специально разрабатывался, проектировался для грунтовых площадок. На протяжении всего этого времени они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Техника надежная, проблем с запасными частями не возникает. Через каждые четыре тысячи часов налета происходит обмен двигателей. Процедура по их техническому обслуживанию в Канаде происходит безукоризненно. Все это в комплексе позволяет обеспечить высокий уровень безопасности полетов, которые выполняют опытные экипажи авиакомпании «Аврора».

– Сообщалось, что «Пластун-Авиа» закупает орнитологический комплекс. Зачем он нужен?

– В результате изменения климата меняется природа. Например, раньше дикий голубь к поселкам не подлетал, обитал в тайге. Сегодня его можно увидеть на посадочной площадке. К счастью, столкновения с птицами у нас не было. И чтобы подобное исключить, принято решение о приобретении орнитологических комплексов, которые будут становлены на узловых посадочных площадках – «Кавалерово», «Терней», «Пластун», «Дальнегорск», принимающих наибольшее количество авиарейсов.

– Недавно Вас назначили директором КГУАП «Пластун-Авиа». Расскажите, где учились, прежде работали? Почему связали свою жизнь с авиацией?

– Родился я в Артеме Приморского края в семье военного летчика. Мой отец, Сергей Владимирович, четверть века отслужил в морской дивизии, которая дислоцировалась в Приморье. Летал на разных типах самолетов – бомбардировщиках, штурмовиках. Сегодня он находится на заслуженном отдыхе. Помню, в детстве отец часто брал меня с собой на аэродром. Такие полеты производили на меня неизгладимое впечатление.
После службы в армии поступил в ДВГТУ, по окончании которого получил специальность «инженер по проектированию и технологии радиоэлектронных средств». На первом курсе в нашей группе было 35 студентов, а выпустили всего шестерых. Не все осилили сложную науку. Во время обучения я занимался и научной деятельностью – разрабатывал оборудование для измерения жизнедеятельности фитопланктона в акватории Японского моря. Во время экспедиции работал на научном судне. Те идеи, которые у меня на тот момент возникли, я воплотил в жизнь. Комплекс созданного оборудования работает по сей день, им успешно пользуются.
После окончания ДВГТУ начал свою трудовую деятельность в международном аэропорту «Владивосток», где тогда полным ходом шло строительство нового международного терминала. После собеседования меня назначили старшим диспетчером службы авиационной безопасности. Принимал непосредственное участие в реализации проекта систем безопасности международного аэропорта, куда входила система охраны периметра и аэровокзала. Это был период, когда менялись требования в области транспортной безопасности, но в ранее разработанных проектах это не было отражено. Приходилось самим дорабатывать, адаптировать, вносить изменения в проект. При моем участии был организован пункт управления охраны аэропорта, который и сегодня работает. Это глаза и уши аэропорта, которые видят весь охраняемый периметр и инфраструктуру, а также перемещение персонала и пассажиров по территории всего объекта.
После выполнения всей этой работы и достижения определенного уровня у меня возник вопрос: что дальше? Хотелось нового развития, новых проектов. Поэтому когда в 2015 году мне предложили применить свой опыт в малой авиации, я охотно согласился. Сначала работал в качестве заместителя руководителя по безопасности, недавно возглавил КГУАП «Пластун-Авиа». Под моей опекой 126 квалифицированных специалистов, которые обеспечивают работу посадочных площадок и аэровокзалов. Это слаженный, надежный коллектив единомышленников. Если вдруг произойдет сбойная ситуация, каждый готов подменить другого. У нас работает потомственный диспетчер Надежда Викторовна Макушкина. Её отец трудился диспетчером посадочной площадки Преображение, сегодня его дело продолжает дочь.

– Под вашей опекой находится санитарная авиация Приморья, роль которой в условиях пандемии трудно переоценить.

– В нашем арсенале два санитарных вертолета «Eurocopter AS 350B3», которые выполняют полеты в отдаленные поселки края практически каждый день. Врачебные бригады доставляют во Владивосток тех, кто нуждается в экстренной медицинской помощи. Для многих из них вылет санитарного вертолета – шанс на спасение.

– Ежегодно количество маршрутов малой авиации края увеличивается. Сколько их сегодня?

– Недавно к одиннадцати авиамаршрутам по просьбе жителей поселка Светлая прибавился двенадцатый – «Дальнегорск–Светлая». Новый авиарейс был организован при поддержке Минтранса Приморского края, он позволяет жителям этого поселка иметь доступ к медицинским, учебным заведениям, МФЦ города Дальнегорска. – Безопасную работу посадочныхплощадок обеспечивает персонал «Пластун-Авиа».

Хватает ли квалифицированных специалистов в отдаленных поселках? Как готовите кадры?

– С кадрами в отдаленных поселках существует проблема, тем не менее, мы этот вопрос решаем. Тех, кто успешно прошел трехмесячный испытательный срок, принимаем на работу в свой коллектив. Периодически проводим курсы повышения квалификации. Недавно в Пластуне на учебу собрали всех руководителей посадочных площадок и диспетчеров местных воздушных линий. Для них это повод не только повысить свою квалификацию, но и обменяться опытом работы, пообщаться друг с другом непосредственно.

декабрь 2021 1

– По аналогу с большими аэродромами на посадочных площадках «Пластун-Авиа» установлено световое оборудование. Расскажите об этом подробнее.

– В установке светового оборудования на посадочных площадках «Кавалерово» и «Терней» я принимал непосредственное участие. На них также установлены облакомеры, которые каждую долю секунды измеряют облачность нижней границы облаков. Когда в этом комплексе установим датчики видимости, будет создана рабочая группа с участием специалистов авиакомпании «Аврора», осуществляющей полеты. По результатам ее работы будет принято решение о возможности выполнения рейсов в темное время суток.

 – Все, как известно, познается в сравнении. Насколько вырос пассажиропоток малой авиации по сравнению с 2020 годом?

– По сравнению с прошлым годом в 2021 году пассажиропоток вырос на 6 тысяч пассажиров. И такая тенденция прослеживается у всех авиационных компаний страны. Люди устали от самоизоляции и установленных ограничений, хочется свежего воздуха. Особенно сегодня востребована малая авиация, способная за час-полтора доставить пассажира из Владивостока в отдаленный поселок Приморья.

– QR-код становится повседневной реальностью. Будут ли его требовать перед посадкой в самолеты местных авиалиний?

– С малой авиацией все сложнее. Дело в том, что в некоторых отдаленных поселках нет интернета. А если он есть, то плохого качества. Проверить QR-код в таких условиях  атруднительно, а иногда невоз можно. Поэтому здесь нужен более гибкий подход, в противном случае малая авиация просто встанет на прикол. На мой взгляд, эту проблему
можно решить таким образом: при покупке авиабилета пассажир должен предъявить сертификат о прививках. Окончательное решение по этому вопросу примет Минтранс края,
который курирует наше предприятие.

– По какому принципу вы как руководитель строите свою работу в коллективе?

– Мой основной принцип работы – самоконтроль, который я требую от своих заместителей, начальников отделов, специалистов по направлениям. Каждый понедельник вместе
обсуждаем стратегию работы, строим планы на предстоящую неделю. В пятницу подводим итоги работы. Кто что сделал или не успел сделать, разбираем причины и находим пути решения. Все острые вопросы решаем сообща с коллективом. В каждодневной деятельности мне очень помогает онлайн-контроль, который обычно применяют для аэропортов между-
народного, федерального значения. Такой мы внедрили в «Пластун-Авиа». Все объекты транспортной инфраструктуры предприятия, куда входят 15 посадочных площадок, выведены на мониторы. Спрашиваете, как встречаем свой юбилей? С хорошим настроением, надеждой на благополучие и пожеланием успехов всему коллективу КГУАП «Пластун-Авиа», который связал свою жизнь с малой авиацией Приморья. Чтобы всегда количество взлетов воздушных судов с наших площадок равнялось количеству посадок по месту назначения
выполненного рейса.

 декабрь 2021 3

 

баннер1198x150 10