«Окно в АТР» № 64 август 2022
Текст: Юрий Петров
«Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги…» – уже несколько лет для жителей и гостей Приморья это не просто строка из известной советской песни, а абсолютно реальное мироощущение, поскольку Правительство Приморского края целенаправленно развивает малую авиацию и повышает транспортную доступность самых удаленных уголков региона. Краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа» является той самой транспортной «артерией», благодаря которой самые удаленные населенные пункты Приморья стали намного ближе к Владивостоку и друг к другу. Предприятие осуществляет аэропортовую деятельность и управление посадочными площадками по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, наземное обслуживание воздушных судов, аэродромное обеспечение полетов, эксплуатацию взлетно-посадочных полос, ангаров и иной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности, а также осуществляет прочую вспомогательную деятельность воздушного транспорта. На сегодняшний день 15 посадочных площадок компании вплоть до Агзу на границе с Хабаровским краем на северо-востоке региона – это важнейшая логистическая сеть, которая обеспечивает местные авиаперевозки пассажиров. В планах компании – содействовать развитию туризма и формированию бренда региона, расширять объем и номенклатуру перевозок, открывать новые местные аэропорты, развивать свой авиапарк. О буднях и планах компании, реальности санкционных угроз для национальной авиации и перспективах малой авиации для развития региона деловому изданию «Окно в АТР» рассказал директор «Пластун-Авиа» Антон МАСЛОВ.
– Антон Сергеевич, каких основных успехов добился коллектив компании за последнее время?
– На сегодняшний день наш основной успех в том, что «Пластун-Авиа» при поддержке Правительства Приморского края полностью развил ту маршрутную сеть и те посадочные площадки, и малые аэропорты в труднодоступных районах Приморского края, которые являются наиболее актуальными для обеспечения социальных и экономических нужд нашего региона, защиты интересов населения. Учитывая географию Приморья, в ряде случаев именно авиаперевозки малой авиацией выполняют важнейшие задачи и вне конкуренции с другими видами транспорта.
В структуре нашего предприятия находится 15 объектов транспортной инфраструктуры: Агзу, Светлая, Единка, Самарга, Усть-Соболевка, Максимовка, Малая Кема, Амгу, Терней, Пластун, Кавалерово, Дальнегорск, Преображение, Дальнереченск, Восток. Даже тот, кто подробно не знаком с географией Приморья, может взять карту и посмотреть такие показательные локации, в которые мы обеспечиваем доставку пассажиров и работу санитарной авиации.
Прорабатывается вопрос об открытии регулярного авиарейса в поселок Восток. Этот маршрут будет исключать Дальнереченск, который будет рассматриваться только как запасной аэродром. В свою очередь Дальнереченск будет связан с побережьем края вертолетным авиасообщением. В целом мы ведем активное развитие всей наземной авиационной инфраструктуры, постоянно и инициативно работаем с нашими партнерами – авиакомпаниями и авиаперевозчиками, такими как «Аврора», имеем собственный авиапарк – три пассажирских самолета и два санитарных вертолета, которые также активно задействованы в обеспечении интересов региона – мы по конкурсу определяем эксплуатантов, они получают воздушные
суда в пользование и осуществляют их эксплуатацию, а мы выполняем аэродромное обслуживание в аэропортах местного значения.
– То есть мы можем говорить о том, что «Пластун-Авиа» усиливает свое присутствие в самых потаенных уголках Приморского края, идет активное развитие авиасообщения «вглубь» территории?
– Совершенно верно. Если несколько лет назад речь шла о необходимости создания постоянно действующей сети малых аэропортов в пределах региона и работе внутри региональной авиации на регулярной основе, то сегодня мы всю эту основу создали и ведем работу, переходя от количества к качеству, активно обустраивая наземную инфраструктуру, обеспечивая безопасность, комфорт и бесперебойное осуществление самых разных по назначению авиаперевозок. Коллектив компании – 125 человек, каждый – профессионал,
случайных людей нет. В нашей работе от каждого авиационного специалиста зависит жизнь людей, безопасность полетов. Каждый на своем месте. Могу сказать, что с любым своим подчиненным я бы «сходил в разведку», как раньше говорили, то есть у нас сплоченный коллектив профессионалов, команда. Наша ключевая задача – безопасно принимать и отправлять воздушные суда, выполнять аэродромное обслуживание, осуществлять досмотр пассажиров и багажа и в целом гарантировать безопасность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Это заслуга всего нашего коллектива, и я горжусь своими коллегами – командой мы реализуем важнейшие задачи по развитию нашего региона, обеспечению транспортной доступности всей его территории, а это, поверьте,
очень нетривиальная задача…
– Кстати, а вот как мы в части малой авиации здесь в Приморье смотримся на фоне всей страны?
– Развитие малой авиации дает региону огромные преимущества в развитии. Географическое положение Приморского края очень своеобразно – с одной стороны, на фоне многих других регионов России мыне такой уж большой по площади субъект Федерации, с другой – территория вытянута с севера на юг, и здесь везде разная плотность населения – естественно, наиболь шая она на юге региона, наименьшая – в северных и северо-восточных частях края. Но и обширные незаселенные территории, как, к примеру, в Красноярском крае, Якутии или некоторых других огромных по площади регионах страны, в Приморье практически отсутствуют. Соответственно возникает «кустовая» заселенность – крупные поселки, на определенном расстоянии от которых расположены более мелкие сельские поселения. В ряде случаев в такие локации проблемно добраться по автомобильным дорогам, железной дороги нет, автотранспортное сообщение чрезмерно долгое. И вот в таких случаях как раз единственный и эффективный способ решения если не всех, то уж точно многих проблем – малая авиация.
Наша работа и созданная транспортная сеть малых аэропортов и регулярное авиасообщение показывают, насколько это востребовано…
– То есть население сегодня уже привыкло к тому, что из самых удаленных уголков Приморья можно добраться до Владивостока всего за несколько часов в комфортных условиях современным и безопасным транспортом? Да и между самими северными районами тоже?
– Да, я бы сказал, что население не просто привыкло, люди теперь уже это воспринимают, как сложившееся положение вещей, как жизненную необходимость, которая успешно с 2014 года реализуется благодаря политике Правительства региона. К примеру, мы в этом году открыли рейс «Дальнегорск–Светлая», что буквально изменило жизнь восточных и северо-восточных территорий нашего региона, поскольку именно в Дальнегорске расположена вся социальная инфраструктура этого северного «куста» – учреждения здравоохранения, МФЦ, учреждения образования, иные учреждениясоциального профиля либо органы управления, деятельность которых связана с постоянной работой с населением. Оборудовав посадочную площадку и всю необходимую инфраструктуру в Светлой, мы добились того, что у ее жителей и жителей прилагающих поселков появилась возможность оперативно добраться до Дальнегорска. Для местного населения это дорогого стоит – в моральном плане, ведь на протяжении многих лет там было только очень утомительное сообщение по местным автодорогам, которое зависело
от времени года, сезонной распутицы и иных факторов. Местная авиация решила эту проблему… Еще один пример – на внутренних рейсах в пределах региона загрузка практически полная, редко бывают свободные места для пассажиров. Это еще один показатель востребованности нашей работы и ее значимости для жителей края и его стабильного развития….
– Кстати, о санитарной авиации. Еще 3–5 лет назад в СМИ региона достаточно регулярно появлялись сообщения о том, что санитарными вертолетами Вашей компании из разных удаленных точек края периодически эвакуируют тяжелых больных для оказания квалифицированной медицинской помощи. В последнее время я что-то таких сообщений почти не встречаю. Что это – санитарная авиация стала меньше летать? Стало меньше нуждающихся в экстренной медицинской помощи приморцев?
– Нет, все в рабочем порядке, это рабочая постоянно действующая схема. Сегодня такие случаи уже не являются событием с точки зрения именно технической возможности эвакуации раненых и больных. Это уже не ноу-хау для региона, а совершенно нормальные будни. И население тоже знает, что их не бросят и при необходимости прилетит санитарный вертолет, для которого в отличие от самолета не нужна взлетно-посадочная полоса. Все отработано, система эвакуации функционирует, и именно отсутствие таких инфоповодов в средствах массовой информации сегодня является показателем того, что для нашего региона постоянно действующая санитарная авиация – это «штатный режим» работы, который отлажен и как все местные авиаперевозки идет без сбоев.
– Сегодня наша страна находится в условиях западных экономических санкций и беспрецедентного давления, в том числе в технологическом ключе. На этот счет есть даже прогнозы о том, что из-за отсутствия импорта техники и ее сертифицированной технологической поддержки мы можем оказаться в положении, когда работа авиации окажется фактически парализованной через какое-то время. Прокомментируйте ситуацию как эксперт…
– Как специалист по безопасности скажу, что ни одна авиакомпания, ни один специалист не выпустит в рейс воздушное судно при наличии неисправностей, проблем с точки зрения технического обеспечения и так далее. Это – закон. Если говорить про нашу компанию, то состояние наших самолетов и вертолетов, имеющийся запас запчастей и иных расходных материалов позволяют нам говорить о том, что как минимум в течение определенного времени мы не будем иметь не разрешимых проблем. У авиаперевозчиков, авиапарк которых мы обслуживаем, по нашим данным, тоже каких-то системных проблем нет. Поэтому с уверенно-
стью могу сказать: в ближайшее время никаких сложностей не будет, но в любом случае безопасность полетов – это наш безусловный приоритет, и даже в случае подобных «санкционных проблем» мы будем искать и применять соответствующие обоснованные «компенсирующие» решения. В любом случае интересы авиапассажиров не пострадают…
– А как это в целом может сказаться на отрасли? Такие проблемы действительно могут быть?
– Да, естественно, воздушные суда – это сложная техника, и даже на отечественных летательных аппаратах есть импортные детали и оборудование. Поэтому подобные проблемы действительно могут возникнуть, но, как Вы понимаете, они появляются не «вдруг», наши коллеги авиационной отрасли, имеющие колоссальный опыт, прекрасно понимают все вызовы этой ситуации и работают над тем, чтобы ликвидировать возможные проблемы, точнее – не допустить их появления… Хеджировать риски, как говорят экономисты…
– Что может быть вариантом решения, когда, скажем, «Пластун-Авиа» иностранный поставщик откажется поставлять новый авиадвигатель для замены на самолете в ходе планового ремонта?
– Вариантов – опять же гипотетически – достаточно много. Начиная от параллельного импорта, про который сегодня говорят во многих сферах и отраслях, и заканчивая покупкой имеющихся агрегатов или аренде авиапарка у других авиаперевозчиков и коллег на нашем рынке. Не будем забывать и про импортозамещение– тут есть явное «окно возможностей», наша авиапромышленность тоже развивается и предлагает свою продукцию. В самом негативном сценарии – когда у нас не будет запчасти или еще какая-то проблема, мы все равно решим вопрос и заменим на рейсе самолет или вертолет летательным аппаратом другого перевозчика, который соответствует всем необходимым требованиям. То есть пассажиры дискомфорта не почувствуют, и перевозки будут происходить штатно.
– Кстати, про импортозамещение. Вы как эксперт чувствуете реализуемость таких возможностей нашей авиапромышленностью?
– Да, однозначно. Буквально вчера пришло предложение от одного из российских производителей о рассмотрении пассажирского самолета для местных авиалиний «Байкал». По заявленным техническим характеристикам, стоимости эксплуатации и иным критически важным параметрам этот самолет вполне конкурентоспособен с теми импортными аналогами, которые сегодня активно эксплуатируются на нашем рынке. Более того, по некоторым характеристикам – к примеру, требования к взлетно-посадочной полосе – он их даже превосходит, что немаловажно в рамках региональной авиации. Это значит, что потенциально он сможет летать в те точки, куда импортные самолеты пока летать не могут из-за ограниченности аэродромных условий. Поэтому есть не только потенциальные возможности, но и практические примеры готовой авиационной техники.
– Еще один немаловажный вопрос уже не из области собственно авиаперевозок, а из сферы экономики. Любая логистика всегда является мощным драйвером развития территории, способствует развитию бизнеса в самых разных форматах. К примеру, вокруг магистральной автодороги очень быстро появляются объекты торговли, бытового обслуживания и так далее. Каков потенциал «транспортной сети» компании «Пластун-Авиа» для региона в этом отношении сегодня?
– Думаю, что востребованность наших перевозок в том числе и с точки зрения перемещения грузов является ярким показателем нашей значимости для экономики. Но есть и целый пласт иных возможностей, к примеру, развитие туризма в регионе, особенно в самых его труднодоступных и удаленных территориях. И вот тут мы как раз становимся той самой «авиастрадой», или «авиабаном», без которого в принципе это будет невозможно. Мы уже выполнили важнейшую задачу – построили в регионе целую сеть площадок для приема летательных аппаратов, развили инфраструктуру местного авиатранспорта, построили пусть и небольшие, но комфортные аэровокзальные комплексы, в которых удобно находиться в любое время года. Эти объекты необходимо рассматривать с учетом туризма, как «точки входа» на соответствующие удаленные территории края. Тут же появится местный бизнес, который всегда мобилен и активно отвечает на запросы потенциальных потребителей. Мы фактически уже создали «кровеносную артерию» для того, чтобы не только население, но и туристы активно перемещались по краю. По своему опыту скажу, что в каждой «дестинации» нашей компании, в каждой точке нашего региона, где мы присутствуем, достаточно много потенциально интересных для туристического визитинга объектов самого разного порядка – это и природные красоты, и быт местных жителей, и исторические артефакты, и народные промыслы…
– Что в планах «Пластун-Авиа» на ближайшее время?
– Безусловно, это развитие компании, повышение дохода от производственной деятельности, получение прибыли как унитарного предприятия, расширение услуг сервиса для пассажиров на посадочных площадках, создание на посадочных площадках гостиничных услуг для комфортного размещения пассажиров на случай непогоды и в целях развития туризма, организация торговли продуктов в промышленной упаковке для повышения комфортности пас-
сажиров регулярных рейсов малой авиации.
Одна из перспектив – развитие курьерской доставки, сейчас мы работаем над этим с нашими партнерами – авиаперевозчиками, поскольку сегодня есть четкая проблематика с грузовой логистикой в отдаленные точки региона, причем с самыми разными грузами, в том числе почтой и мелкоформатными отправлениями. Есть и перспективы открытия новых посадочных площадок. Одной из таковых может стать поселок Красный Яр, Пожарского муниципального округа, где назрела необходимость в посадочной площадке, которую можно оформить в наше пользование и оборудовать по всем требованиям безопасности.
Возможно, будут и другие новые «дестинации», в том числе и новая площадка в Арсеньеве, там тоже есть потенциальный интерес, вообще тут мы открыты для предложений со стороны местных властей, бизнеса и иных заинтересованных сторон в пределах всего региона. Технически мы сможем обеспечить работу новых посадочных площадок и расширить географию полетов малой авиации в пределах всей территории края, главное – чтобы на это был спрос – экономический, социальный и так далее… Кстати, именно туризм может помочь открыть и новые маршруты в южные уголки Приморья – Хасанский район, Лазовский район.
Огромный плюс в том, что полеты малой авиации происходят на высоте порядка трех-четырех километров, самолет медленно набирает высоту и снижается, а это дает прекрасные возможности для визуального обзора, фото- и видеосъемки, а для туристов это идеально… Еще
одна перспектива – использование нашего ресурса для развития бренда территории, популяризации товаров и услуг местных производителей – это можно делать на сайте «Пластун-Авиа», в аэровокзалах на посадочных площадках и многими другими способами с нашей помощью…
– Какой Вы, как руководитель, хотите видеть компанию «Пластун-Авиа» в будущем?
– Считаю принципиальной задачей сохранить все то, что уже наработано нами, и приумножить потенциал. В частности, развить по желанию жителей и гостей края дополнительные маршруты, способствовать развитию туризма и популяризации региона, расширить авиапарк. Естественное стремление к увеличению прибыли, сохранение и расширение штата компании, достойная заработная плата и социальное обеспечение сотрудников – все это безусловный приоритет, как и в любой хозяйственной деятельности. Вообще, думаю, что хорошей целью было бы превращение «Пластун-Авиа» не просто в передовую компанию в масштабах региона, а в так называемый витринный бизнес, то есть хозяйствующий субъект, благодаря которому расширяется перспектива развития самого регион, который является его «лицом», визитной карточкой и который повышает узнаваемость природной красоты территории в стране и за ее пределами, формирует бренд Приморского края и привлекает туристов, деловых партнеров и инвестиции.
Мы будем к этому стремиться…