Текст и фото : Виталий Холоимов
Почти четверть века назад с каждым отдаленным поселком Приморского края было налажено регулярное воздушное сообщение, рейсы выполнялись по несколько раз в сутки. Час, полтора лета и ты во Владивостоке. Потом грянули реформы, и жители северных районов края практически забыли о том, что такое малая авиация. На Дальнем Востоке Приморье стало первым регионом в стране, где она вновь вернулась в строй. Да так, что об этом заговорили на третьем Восточном экономическом форуме.
На сессии «Развитие воздушных перевозок на Дальнем Востоке. Что дальше?» министр транспорта РФ Максим Соколов сказал, что возрождение воздушных перевозок в Дальневосточном федеральном округе является особен но актуальным при решении вопросов повышения качества жизни людей. А для этого доступность перевозок воздушным транспортом обеспечивается не только федеральными, но и региональными программами субсидирования. Ярким примером такой поддержки является программа Приморского края, которая включает в себя обновление парка воздушных судов.
Министр транспорта не только отметил положительный опыт работы приморцев в развитии малой авиации, но и поставил ее в пример другим регионам.
– По заключению независимого эксперта-авиаперевозчика работоспособность наших самолетов самая высокая в мире,– с гордостью заявил на сессии первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев. – Мы этого добились за счет того, что оптимально спланировали расписание самолетов, они у нас работают непрерывно.
В настоящее время внутри краевые авиаперевозки выполняют компании «Аврора» и «Дальнереченск Авиа» на воздушных судах, приобретенных региональной администрацией, и собственных: самолетах DHC-6, Ан-2 и вертолете Ми-8. Всего обеспечивается 13 маршрутов. За 2016 год перевезено более 30 тысяч пассажиров, рост к 2015 году составил почти 14%, основной пассажиропоток – на DHC-6 – более 25 тысяч пассажиров.
Столь высокий результат был бы не возможен без краевого государственного унитарного авиапредприятия «Пластун-Авиа», обеспечивающего эксплуатацию взлетно-посадочных полос. Корреспондент журнала «Окно в АТР» встретился с его директором, Виталием Юшиным.
– Достигнутый успех – это результат работы всего коллектива специалистов по обслуживанию взлетно-посадочных полос, – считает руководитель КГУАП «Пластун-авиа». – Вольно или невольно мы стали единственными из всех регионов, кто возродил и поднял малую авиацию на такой уровень. Что в своем выступлении отметил и министр транспорта РФ Максим Соколов.
– Для выполнения пассажирских рейсов на местных авиалиниях вы сделали ставку на канадские самолеты DHC-6. Насколько это себя оправдало, есть ли проблемы с обслуживанием, импортными запасными частями в условиях санкций, которые России объявила Канада?
ПРИМОРЬЕ — КРАЙ СТРЕМИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
– У минпромторга свое видение по поводу выбора типа воздушного судна для малой авиации. Они широко рекламируют самолет Л-410, который до конца так и не доработали.
На момент нашего первого рейса Владивосток – Кавалерово, даже проекта этого типа воздушного судна не было. Словом, пока наверху думали, мы, сделав ставку на DHC-6, начали работать. Эта машина оправдала себя на все 200%. Никаких сбоев, поломок в работе, техника работает безотказно в любых погодных условиях. Считаю, что мы сделали правильный выбор типа воздушного судна. В этом нас поддержали коллеги из авиакомпании «Аврора», руководство департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края.
Губернатор Владимир Миклушевский принимал в обсуждении и решении этого вопроса самое непосредственное участие. Наши расчеты оказались верны. Воздушное судно работает исправно, без сбоев, за период эксплуатации мы не сталкивались с серьезными ремонтами кроме плановой замены расходников, шин и так далее. Приморцы ощутили на себе все достоинства малой авиации. Это комфорт, экономия времени. Например, чтобы добраться из Владивостока до Тернея потребуется 12 часов, а на самолете всего 1 час 40 минут. Пока на федеральном уровне решали вопрос по развитию программы малой авиации, край сработал на опережение, разработав свою региональную программу. Словом, мы сами внутри субъекта справились с этой задачей. По мнению генерального директора АО «Авиакомпания «Аврора» Константина Сухоребрика, наш опыт может быть использован для других регионов, занимающихся развитием малой авиации.
– Есть ли сегодня необходимость увеличить парк воздушных судов?
– Пока в этом нет необходимости. Мы продолжаем активно развивать аэродромную инфраструктуру. В среднем открываем одну, две площадки в год. Но если в этом возникнет необходимость, Приморский край приобретет еще одно воздушное судно. Об этом на панельной сессии ВЭФ заявил наш куратор, вице-губернатор Василий Усольцев. Мы, как и прежде, будем приобретать канадский DHC-6, для которого уже имеем техническую, ремонтную базу по обслуживанию
данного типа самолета. По поводу санкций, скажу следующее: там, где возникает интерес большого бизнеса, санкций не существует. Компании зарабатывают большие деньги на продаже воздушных судов и этим все сказано. Поэтому мы на себе никаких санкций не ощущаем и надеемся, что не будем ощущать.
– В поселке Восток Красноармейского района полным ходом идут работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, которую использовали еще в советские годы. Когда она будет сдана в эксплуатацию?
– Строительство площадки в поселке Восток находится в активной фазе. Расчистку взлетного поля от кустарников и деревьев уже завершили, сейчас идет грейдеровка, отсыпка взлетной полосы, установка ограждения, монтаж свайного фундамента, установка модульного здания. Строительство планируем завершить к концу ноября, началу декабря. То, что этом году площадка будет сдана в эксплуатацию, нет никаких сомнений. Планируется выполнение рейса по маршруту: Владивосток – Дальнереченск – Владивосток. Пока с посадкой и дозаправкой в Дальнереченске. Далее при строительстве топливозаправочного комплекса станет возможным беспосадочный маршрут Владивосток – Восток.
Краткая справка: Схема субсидирования авиаперевозок в Приморье построена таким образом, чтобы перевозчик был заинтересован в загрузке воздушного судна. Предусмотрены субсидии на возмещение недополученных доходов, на приобретение воздушных судов, на строительство, реконструкцию, содержание и организацию эксплуатации посадочных площадок и другие.
Перевозчикам компенсируют 100% затрат в разнице между социальными и экономически обоснованными тарифами. В результате субсидирования цены на
авиабилеты сравнимы со стоимостью междугородных автобусных перевозок. Так, полет из Владивостока в Кавалерово обойдется в 1561 рубль, в Пластун – 1893, в Дальнереченск – 1559, в Дальнегорск – 1887, в Преображение – 1479, в Терней – 2179, Терней – Светлая – 1266, Терней – Единка – 1513, Терней – Амгу – 673
рубля. В этом году на субсидирование предусмотрено 1,1 миллиарда рублей. И далее в госпрограмме «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013 – 2020 годы ежегодно заложена примерно такая же сумма. К этому времени планируется перевозить около 60 тысяч пассажиров.
– У вас накоплен большой опыт строительства взлетно-посадочных площадок. Кто в этом принимает участие, за счет каких средств?
– Строительство ведется в рамках программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края», где присутствует и инвестиционная составляющая. Мы ежегодно представляем руководству Приморского края свой план на будущий год. Производится оценка целесообразности этих работ, корректировка. Обычно мы восстанавливаем площадки там, где они существовали в советскую эпоху, построенных с учетом розы ветров. Это позволяет экономить большие средства на проектировании. Второй год подряд победителем конкурса по строительству и реконструкции площадок выходит компания из Владивостока «Полифлекс-Интер».
Она зарекомендовала себя как добросовестный исполнитель по доставке и установке модульного служебно-пасса-жирского здания. Компания работает с трехлетней гарантией. Если вдруг сильным ветром сорвало косяк крыши, или она начала затекать, специалисты компании выезжают на место и быстро устраняют недостатки. Мы довольны их работой и сервисным обслуживанием.
– Говорят, что вы планируете установку светотехнического оборудования на посадочных площадках края. Выходит, скоро самолеты местных авиалиний будут летать и в темное время?
– Действительно, в плане реконструкции посадочных площадок в 2018 году мы готовим проекты по установке светотехнического оборудования в населенных пунктах Кавалерово и Терней. Эти две площадки отличаются высокой частотой полетов – до семи раз в неделю. Некоторые дни самолеты вылетают по два раза. Например, дважды в день выполняется рейс Кавалерово-Владивосток плюс в один из дней рейс Кавалерово – Хабаровск. Площадка в дневное время загружена, поэтому чтобы увеличить частоту рейсов, было принято решение спроектировать установку светотехнического оборудования. В 2019 году оно будет установлено и испытано. Это даст возможность командирам экипажей осуществлять посадку воздушного судна в любое время суток.
Краткая справка: В настоящее время полеты на самолетах DHC-6 осуществляются из Владивостока в населенные пункты: Кавалерово – 10 рейсов в неделю, Терней – ежедневно, Пластун – два рейса в неделю, Дальнегорск – ежедневно, Дальнереченск – четыре рейса в неделю, Преображение – пять рейсов в неделю, из Тернея в Светлую – четыре раза в неделю, Амгу и Единку – по одному разу в неделю. Полеты в отдаленные северные районы Приморского края осуществляются вертолетом Ми-8: из Тернея в Амгу, Максимовку, Усть-Соболевку, Светлую – два раза в неделю, Единку, Самаргу и Агзу – по одному рейсу в неделю, самолетом Ан-2 из Дальнереченска в Олон, Охотничий, Единку, Самаргу – по одному рейсу в неделю.
– Итак, для внутри краевых перевозок используется и вертолеты. Как развивается это направление, по каким маршрутам летают винтокрылые машины?
– Работа пассажирских вертолетовкомпании «Дальнереченск» ориентирована на те площадки, куда не летают самолеты. Такие у нас еще есть. Эти рейсы востребованы у населения и практически полностью загружены. Вертолет – незаменимая альтернатива самолету DHC-6 в период обильных осадков, вызывающих размокание взлетной полосы. Нужны они в условиях сильного снегопада, когда снегоуборочная техника не справляется с сугробами. Вертолет в такой ситуации просто незаменим. Считаю, что не стоит полностью выводить их из работы, как за это ратует компания «Аврора». Это стало очевидным после
прошлогоднего тайфуна «Лайнрок», когда пассажиров можно было перевозить только вертолетом. Обильные снегопады на севере региона тоже показали уязвимость самолетов перед стихией. Словом, не справиться нам пока без этой уникальной машины.
– Более трех миллионов туристов посещает в год Приморский край, полмиллиона из них – иностранцы. Задействуются ли местные авиалинии для экскурсий в отдаленные поселки, заповедники?
– В основном туристы приезжают посмотреть Владивосток и его достопримечательности и в таежные части региона особо не стремятся. Тем не менее, некоторые иностранные туристы летают на наших самолетах для экскурсий в таежную глубинку. Может, не так часто, как этого бы хотелось департаменту по туризму, но факт имеет место. По крайней мере такая возможность всем желающим предоставляется и многие ею пользуются, чтобы ощутить настоящую красоту Приморского края, бесконечно зеленой тайги с кристально чистыми ручьями и воздухом.
– Достигнутый успех не был бы возможен без эффектной кадровой политики. Как она осуществляется на вашем предприятии?
– На протяжении многих лет мы сотрудничаем с Дальневосточным учебным центром, который находится в Хабаровске. Каждый их наших специалистов получает соответствующее свидетельство и сертификат. В этом году учебный центр на базе авиакомпании «Аврора» вышел с предложением о разработке своей программы подготовки специалистов для обслуживания посадочных площадок. Если учебный центр компании получит лицензии на оказание образовательных услуг, и их цены будет доступными, мы будем приглашать специалистов из «Авроры».
– Недавно вы вернулись из очередной командировки, где проверяли работу отдаленных посадочных площадок. Каковы результаты?
– Это была рабочая командировка, в ходе которой мы проводили инвентаризацию на посадочных площадках, осматривали имущество, переданное нам руководителями структурных подразделений. Предстояло выяснить – в каком оно находится состоянии, как хранится, используется. На месте убедились, что все содержится в рамках требований и эксплуатируется надлежащим образом. В командировке принимали участие представители департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края. Мы побывали в поселках Омгу, Светлой, Единке, Самарге и Окзу. Коллеги из департамента были удовлетворены работой посадочных площадок в отдаленных поселках. На обратном пути залетали в Восток, где производятся реконструкция посадочной площадки.
– Министр транспорта РФ Максим Соколов не только отметил работу «Пластун-авиа», но и предложил распространять этот опыт в других регионах. Такого же мнения придерживается и руководитель Дальневосточного территориального управления Росавиации Сергей Тараненко. Как это может выполнено на практике, есть ли заинтересованность в этом регионов?
– Коллеги из других регионов проявляют интерес к нашему опыту по восстановлению инфраструктуры посадочных площадок. Они хотят знать, какие воздушные суда мы используем, какие здания строим, какова их пропускная способность? На мой взгляд, транслировать приморский опыт было бы лучше в рамках единого мероприятия, круглого стола, где мы бы ответили на все интересующие вопросы.
– У любого успеха есть своя формула. Какая она у «Пластун-авиа»?
– Было бы не верно все перевести в сферу финансов. Как и Приморский край, многие регионы, могут изыскать средства на развитие малой авиации. Наша формула успеха в слаженной работе команды предприятия. Я, например, вижу, что люди ходят на работу с удовольствием, дорожат своим рабочим местом. Летают самолеты, открываются новые посадочные площадки в самых отдаленных поселках Приморского края. Словом, процесс идет. Результат нашей работы виден и это не может не радовать. Успех не был бы возможен без понимания и поддержки администрации Приморского края, департамента транспорта и дорожного хозяйства. Словом, это результат огромной совместной работы, который дал положительный результат. В этом, как не звучит банально, суть формулы успеха. Чтобы его закрепить, строим дальнейшие планы. Это развитие аэродромной инфраструктуры, приобретения воздушных судов, роста штатной численности. С вводом новой посадочной площадки «Восток» коллектив нашего предприятия увеличится до 128 человек.
– Малая авиация – это прежде всего необходимость, – считает губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. – Это возможность для жителей из маленьких таежных сел добраться до районного центра, крупных городов и соседних регионов. Кроме того, она важна и для развития туризма и предпринимательства, поэтому мы будем продолжать делать все возможное для дальнейшего ее совершенствования.