Пластун-Авиа

Краевое государственное

унитарное авиационное

предприятие

Огни на взлетной полосе

Май 2019

Текст: Виталий Холоимов
Фото автора

  огни на взлетной полосе1

Мне всегда вспоминаются слова из знаменитой песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», когда летишь из Владивостока в Преображение или, например, Кавалерово. Особенностью малой авиации является то, что она выполняет рейсы на малых высотах – около трех тысяч метров.

Благодаря этому из иллюминатора можно наблюдать бесконечный зеленый ковер приморской тайги, а речки и речушки извиваются между сопками, словно серпантин. Особенно завораживает полет в Преображение, когда самолет летит вдоль морской косы. Мягкая посадка – и колеса самолета шуршат по взлетно-посадочной полосе (ВПП), где очередной борт ждут диспетчер, обслуживающий персонал КГУАП «Пластун-Авиа» и встречающие пассажиров лица. Каждый прилет в отдаленный поселок – это целое событие для его жителей.

Сегодня у приморца есть выбор – отправиться в глубинку на автобусе или полететь на самолете. Большинство, как правило, выбирают второй вариант, потому что так быстрее, комфортнее и, что немаловажно, доступно. Краевая администрация выделяет средства не только на субсидирование перевозок, но и на строительство новых взлетно-посадочных площадок, аэровокзалов. О том, что было сделано в прошлом году и планируется в этом, корреспонденту нашего журнала рассказал директор КГУАП
«Пластун-Авиа» Виталий Витальевич Юшин. Коллектив предприятия, которым он руководит, не только поддерживает в эксплуатационном состоянии ВПП и аэровокзалы, но и занимается модернизацией, строительством новых.

КРАТКАЯ СПРАВКА: По итогам конкурса «Лучшие руководители РФ» (21.05.2018–18.02.2019) определен список победителей, в их числе – директор КГУАП «Пластун-Авиа» Юшин Виталий Витальевич.

– В рамках планов 2018 года была осу- ществлена поставка нового модульного здания аэровокзала в поселок Терней, – рассказал Виталий Витальевич. – В преддверии IV Восточного экономиче- ского форума оно было построено и введено в строй. Так как Терней является узловой посадочной площадкой, новое здание было построено на треть больше типового аэровокзала по примеру Преображения и Востока. Оно стало комфортней, просторней, пассажиры и провожающие больше не толпятся в ожидании рейса. В прошлом году была произведена отсыпка ВПП, в 2019 году ремонтные работы в Тернее будут продолжены.
Еще в конце прошлого года мы заявили сразу о нескольких инвестпроектах на 2019 год. Все они получили поддержку со стороны краевой администрации. В числе таковых – установка светотехнического оборудования для посадочных площадок Кавалерово и Тернея.

– Сразу возникает вопрос: что это даст? Ведь до этого и без него обходились.

– Появится возможность приема и выпуска воздушных судов не только в светлое, но и в темное время суток, чтов значительной степени расширит возможности малой авиации Приморья. Для этого экипажам авиакомпании «Аврора» предстоит пройти переобучение, получить допуски на выполнение взлета-посадки воздушных судов в темное время суток в Кавалерово и Тернее.

– Почему площадки именно этих населенных пунктов были выбраны для оснащения световым оборудованием?

– Терней – это не только узловая, но и самая отдаленная посадочная площадка. Выбор на Кавалерово пал по той причине, что там самый большой поток пассажиров. В рамках договора предусмотрены доставка, установка и пуско-наладочные работы нового све- тового оборудования. Словом, поставщик приедет, все установит и запустит его в эксплуатацию. Рассматривали несколько вариантов, но остановились на отечественном оборудовании. Благодаря данной модернизации регламент работы посадочных площадок будет увеличен.
Предприятие осуществляет аэропортовую деятельность (управление посадочными площадками) по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; наземное обслуживание воздушных судов; полетно-информационное обслуживание воздушногодвижения; аэродромное обеспечение полетов; обеспечение полетов воздуш- ных судов (электросветотехническое и радиотехническое) обеспечение; обеспечение авиационной безопасности, а также обеспечивает вспомогательную деятельность воздушного транспорта.
Учредителем является Приморский край. Предприятие находится в ведении департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

огни на взлетной полосе2

– Количество пассажиров, перевезенных по Приморью, достигло 38 тысяч в год. Читал, что этот показатель планируется увеличить до 42-х тысяч. Насколько это реально?

– Думаю, что с установкой нового светового оборудования мы этого порога в 2020 году не только достигнем, но и перешагнем. Дальше – больше. В рамках инвестиционной программы, утвержденной администрацией Приморского края, есть еще одно важное мероприятие, которое позволит расширить возможности по приему и выпуску воздушных судов, увеличению коммерческой загрузки. Например, из-за того, что в Дальнегорске нет заправки, приходится брать на борт не 19 пассажиров рейсом во Владивосток, а 15. Такая вынужденная мера необходима для того, чтобы взять на борт больше топлива. В этом году мы планируем этот вопрос закрыть за счет ввода в эксплуатацию нового заправочного комплекса, причем не только в Дальнегорск, но и в Пластун, а также на посадочную площадку Амгу. Несмотря на то, что в Амгу есть заправочный комплекс, с целью модернизации решено создать дублирующий вместо старого, который практически выработал свой ресурс. Наличие заправки в Дальнегорске позволит обеспечитьстопроцентную загрузку воздушных судов, 19 пассажиров смогут полететь из Владивостока в Дальнегорск и ровно столько же – отправиться обратно в краевой центр.
Посадочные площадки КГУАП
«Пластун-Авиа»: Агзу, Амгу, Восток, Дальнегорск, Дальнереченск, Единка, Кавалерово, Максимовка, Пластун, Преображение, Самарга, Светлая, Терней, Усть-Соболевка.

– Появятся ли на карте Приморского краяновыеавиационныемаршруты?

– Возможно, после строительства заправочного комплекса в Пластуне появятся новые маршруты. Какие именно – пока сказать не могу, потому что их будет предлагать авиакомпания
«Аврора». Не исключено, что появится новый рейс «Светлая–Дальнегорск», о чем очень просят жители этого поселка. Но как это впишется в маршрутную сеть, решать авиаторам.

– Практически ежегодно КГУАП «Пластун-Авиа» открывает новые площадки. Какая на очереди?

– В этом году мы планируем отрыть новую площадку в поселке Малая Кема, которая находится в 120-ти километрах севернее Тернея. Новая площадка будет предназначена для приема-выпуска вертолетов. Исходя из количества проживающих, будет построено компактное служебно-пассажирское здание аэровокзала. Новая посадочная площадка позволит связывать удаленный населенный пункт с Тернеем. А уже из Тернея можно будет добираться на самолете во Владивосток.

КРАТКАЯ СПРАВКА: Краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа» создано с целью осуществления содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, вертодромов, посадочных площадок гражданской авиации, воздушных судов, находящихся в собственности Приморского края; осуществления комплекса мероприятий, реализуемых в целях удовлетворения в Приморском крае потребностей граждан в регулярных перевозках в межмуниципальном сообщении воздушным транспортом
на территории Приморского края.

Следующими пунктами нашего инве- стиционного плана станут установка ограждения ВПП в Дальнереченске, строительство новых служебно-пассажирских зданий в поселках Самарга и Единка. Ввиду большой отдаленности вышеназванных поселков, это один из самых сложных пунктов нашей инвестиционной программы: по той причине, что это самые северные посадочные площадки «Пластун-Авиа». Еще дальше Агзу, но я думаю, что мы и до него доберемся. Возможно, уже в следующем году. Строительство служеб- но-пассажирских зданий в Единке и Самарге будет осуществляться, исходя из количества проживающих в этих населенных пунктах. Здание аэровокзала будет компактным, но при этом соответствующим всем современным требованиям и функциональным характеристикам. Как и положено, там будет зал ожидания, пункт досмотра пассажиров, багажа, стерильная зона.
Параллельно в Самарге мы планируем ремонт взлетно-посадочной полосы. Такая необходимость возникала после тайфуна Лайонрок, из-за разрушительного действия которого площадка пришла в негодность. В этом году мы планируем ее восстановить и соединить данный населенный пункт авиарейсом на самолете из Тернея. Сегодня туда летает вертолет компании «Дальнереченск-Авиа», но после ремонта ВПП и строительства нового служебно-пассажирского здания планируется открыть регулярные рейсы на самолете DHC-6.

огни на взлетной полосе3

– Готовясь к этому интервью, узнал, что на восьми посадочных площадках «Пластун-Авиа» будут проведены геодезические и кадастровые работы. Зачем это нужно?

– Чтобы площадки функционировали, они должны быть должным образом зарегистрированы в Росавиации. В соответствии с требованиями новой системы координат ПЗ-9011 «Планета Земля» необходимо внести поправки в действующие аэронавигационные паспорта. Для этого надо изыскать не только дополнительные средства, но и найти исполнителя данного вида работ. Например, в то же Агзу, о котором я уже упоминал, следует отправить группу геодезистов – они должны будут снять все препятствия в радиусе 50 километров. Учитывая, что площадканаходится в горной местности, сделать это будет очень непросто. Геодезистам предстоит подняться на каждую сопку, отснять приборами местоположение этих препятствий, потом все это нало- жить на карту в новой системе коор- динат, зарегистрировать полученные данные в кадастре. Словом, предстоит большая, очень кропотливая работа.

– Все ваши инвестиционные проек- ты приняты за основу и будут под- креплены финансово, – заметил я во время разговора с Виталием Витальевичем. – А это в наше непро- стое время дорогого стоит.

– Пользуясь случаем, хочу высказать слова благодарности нашему губернатору Олегу Николаевичу Кожемяко, который поддержал все предложения, весь наш увесистый инвестиционный проект. От его внедрения выиграет наш пассажир, который быстро, комфортно сможет добраться из одного населенного пункта в другой. Благодаря малой авиации житель Приморья не будет чувствовать себя оторванным от краевого центра. И это самое главное.

– С наступлением летнего периода количество авиарейсов увеличива- ется. Коснется ли это внутрирегио- нальных маршрутов?

– Традиционно на некоторых краевых маршрутах из-за увеличе- ния пассажиропотока авиакомпа- ния «Аврора» увеличивает частоту полетов Приморья в летний период. Это Владивосток – Терней, Терней – Светлая, Владивосток – Дальнегорск и Владивосток – Кавалерово. На этих маршрутах самолеты будут летать два раза в день. За счет субсидирования из краевого бюджета цена на авиабилеты останется неизменной. Вообще спрос на услуги малой авиации с каждым годом растет. За день до вылета купить авиабилет не представляется возможным. Поэтому рекомендую приморцам свои полеты планировать заранее.

– 25 августа 2019 года исполнится пять лет с момента поставки в Приморье первого воздушного судна DHC-6, рассчитанного на 19 посадочных мест. Как работает импортная техника в приморских условиях?

– После пяти лет эксплуатации DHC6 в очередной раз подтвердил свою надежность и качество работы в приморских условиях. Серьезных сбоев не было. Все необходимые работы по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпания «Аврора» выполняет качественно и в срок. Поэтому у нас практически не бывает простоев по причине неготовности самолета к полетам. Кстати, такой же тип самолетов используется на Крайнем Севере, Чукотке. А там, как известно, условия эксплуатации намного суровее, чем в Приморском крае. Так как чистить площадки до грунта в зимний период там не представляется возможным, используются лыжные шасси. Помимо Чукотки, такие самолеты нашли широкое применение в компании «Роснефть».

– Благодаря поддержке «Пластун- Авиа» корреспонденту журнала «Окно в АТР» удалось в августе про- шлого года слетать в Преображение. Приятно удивила не только кра- сивая природа, но и новое здание аэровокзала, где находится дис- петчерская, зал регистрации и зал ожидания рейса. Насколько востребован, загружен аэропорт, хватает ли оборудования, квалифи- цированных специалистов для его обслуживания?

– Авиарейс на «Преображение» востребован, потому что это действительно удобно. Время в пути занимает всего 40 минут. Не успеешь взлететь, как вскоре объявляют посадку. Летное поле находится в хорошем эксплуатационном состоянии. Исключением может стать весенняя распутица, из-за которой приходится временно закрывать ВПП. Но так как нынешняя зима выдалась практически без снега, думаю, что останавливать ее работу не придется. Открытие посадочной площадки «Преображение» состоялось в начале сентября 2016 года и было как нельзя кстати. Тогда из-за тайфуна «Лайонрок» размыло дороги и смыло мосты, поэтому во Владивосток можно было добраться только на самолете. Если говорить о коллективе посадочной площадки «Преображение», то он один из лучших на нашем предприятии. Крепкий, профессиональный, надежный.

– Нормы бесплатного провоза багажа в большой авиации постоянно корректируются, причем не всегда в пользу пассажира. Как с этим обстоят дела на внутренних авиарейсах Приморского края?

– Такие изменения не коснулись местных авиалиний. Как была норма бесплатного провоза в 10 килограммов, так она и осталась. Но надо не забывать, что наш самолет не «Боинг», и его возможности в грузоподъемности ограничены.

– Наш журнал на протяжении мно- гих лет отслеживает деятельность КГУАП «Пластун-Авиа». Поэтому, как говорится, есть с чем сравнивать. С большой долей уверенности можно сказать, что инвестиционный проект на 2019 год, который вы предста- вили администрации Приморского края, – один из самых объемных, масштабных. На какой стадии сейчас находится эта работа?

– Инвестиционный проект находится на этапе согласования. Он должен пройти интегральную оценку, согласование с правовым департаментом, департаментом госпрограмм. Каждую цифру специалисты должны просмотреть, утвердить. Анализ инвестпроектов ложится в основу соглашения о предоставлении субсидий на эти цели. Поэтому все необходимо не только спланировать, но и дать толчок для дальнейшей работы. Мы ждем соглашение на представление субсидий, после чего приступим к проведению закупок на реализацию всех вышеперечисленных работ, услуг, а также поставку товаров и необходимого оборудования.

– В части реализации инвестицион- ных программ в предыдущие годы у «Пластун-Авиа» накоплен огромный опыт. Есть все основания полагать, что и на этот раз он будет реализован на все сто процентов. Главное – есть понимание, поддержка и большое желание работать.

– Будем стремиться к тому, чтобы инвестиционный проект 2019 года был реализован по максимуму. Благодаря установке нового светосигнального оборудования, улучшению аэродромной инфраструктуры, краевая авиация выйдет на другой, более современный уровень развития. Появятся новые служебно-пассажирские здания в Самарге и Единке, отдаленном поселке Малая Кема. Во многих вопросах мы прислушиваемся к совету руководства и специалистов авиакомпании «Аврора», являющейся эксплуатантом наших воздушных судов.
Чтобы осуществить все планы, обозначенные в инвестиционном проекте, в «Пластун-Авиа» работает целая команда квалифицированных авиационных специалистов. Каждый вносит свои предложения, идеи, которые затем внедряются на производстве. Главным генератором идей был и остается директор КГУАП «Пластун–Авиа» Виталий Юшин.

– Строительство новых служебно-пассажирских зданий положительно скажется на социальной инфраструктуре каждого отдаленного поселка, где они появятся,- считает Виталий Витальевич.

– Когда что-то строится, созидается, развивается, появляется уверенность в завтрашнем дне. Особенно это важно для приморской глубинки: ее жители не должны быть оторваны от краевого центра, который теперь является столицей Дальневосточного федерального округа. И людям помогает в этом малая авиация Приморского края – сплоченный, высокопрофессиональный коллектив КГУАП «Пластун-Авиа».

2019 МАЙ № 34

ТЕКСТ: ВИКТОР ТРОПЫНИН
ФОТО АВТОРА