В преддверии V Восточного экономического форума корреспондент журнала «Окно в АТР» встретился с директором КГУАП «Пластун-Авиа» Виталием Витальевичем Юшиным. Глубоко символично, что предприятие прошло пятилетний рубеж работы по реализации программы "Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 год".
Есть повод оглянуться назад и подвести итоги. Приморский край стал одним из первых регионов в Российской Федерации, где возродили малую авиацию. В результате получен уникальный опыт по восстановлению аэродромной инфраструктуры и запуску в эксплуатацию новых воздушных судов.
Все это выполняется в едином комплексе, под контролем Администрации Приморского края. Была разработана и внедрена схема субсидирования за счет средств краевого бюджета, благодаря которой цена авиабилета стала доступной для всех категорий граждан. Партию первой скрипки в этом процессе играет КГУАП «Пластун-Авиа», которым руководит Виталий Витальевич. Его коллектив обеспечивает эксплуатацию 14 посадочных площадок, в том числе в самых отдаленных поселках Приморского края. Чтобы добраться до краевого центра, понадобится всего час-полтора полета. Для сравнения – на поездку на рейсовом автобусе уходит 10-12 часов по протяженной дороге. Количество пассажиров, перевезенных по Приморью малой авиацией в 2019 году, уже достигло 38 тысяч, до конца 2019 года планируется увеличить показатель до 42-х тысяч.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
А начиналось все с приобретения самолетов в рамках реализации вышеуказанной программы при поддержке Администрации Приморского края и непосредственно куратора – департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
– 22 декабря 2014 года был выполнен первый рейс само-лета DHC-6-400, – вспоминает Виталий Витальевич, – по маршруту Владивосток–Кавалерово. Регулярная эксплуата-ция воздушных судов началась в январе 2015 года. – Среди существующих конкурентов DHC-6-400 оказался практически идеальным вариантом для наших приморских условий. Ни одной серьезной поломки, только лишь обслуживание и плановая замена частей.
В марте 2015 года в рамках государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса ПК» были приобретены в собственность Приморского края 2 вертолета Eurocopter AS 350 B3 для нужд санитарной авиации с целью оказания медицинской помощи населению Приморского края.
Два вертолета задействованы для оказания экстренной медицинской помощи в условиях ограниченной транспортной доступности или большой удаленности от медицин-ских учреждений. Санавиация приходит на помощь в случае, если требуется срочная транспортировка больных и пострадавших.
Один санитарный вертолёт базируется в Кавалерово, второй – во Владивостоке. Время доставки пострадавших до медицинского учреждения составляет не более 1 часа. Характеристики вертолетов прекрасно подходят для работы на территории Приморья. Воздушные суда способны подниматься на высоту до семи тысяч метров, развивать скорость свыше 240 км в час, к тому же на одной заправке могут выполнять полет с одного конца края на другой. Одно из главных преимуществ этих вертолетов – «лыжные» шасси, позволяющие сесть практически на любую площадку. За семь месяцев этого года санитарной авиацией из труднодоступных районов Приморья произведено 109 вылетов, спасено 110 жизней, в ведущие учреждения здравоохранения края доставлено почти 70 взрослых и более 40 детей. Параллельно с приобретением парка воздушных судов велась работа по восстановлению существующей транспортной инфраструктуры, а также строительство новых посадочных площадок.
26 октября 2015 года введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала местных авиалиний с. Амгу Тернейского района Приморского края.
В декабре 2015 года введена в эксплуатацию новая посадочная площадка в г. Дальнегорске, и 05.12.2015 выполнен первый рейс.
С ноября 2015 года по сентябрь 2016 года проводился капитальный ремонт аэровокзала посадочной площадки пгт. Кавалерово.
В октябре 2016 года обновленный аэровокзал открыл свои двери. Над преобразившимся аэровокзалом хорошо поработали не только строители, но и дизайнеры. В процессе модернизации здания аэровокзала был создан и введен в работу современный гостиничный комплекс, услуги которого востребованы пассажирами и гостями Кавалеровского района.
В сентябре 2016 года введена в эксплуатацию новая посадочная площадка в пгт. Преображение, Лазовского района. 7 сентября 2016 года выполнен первый пассажирский рейс. Открытие площадки совпало с прохождением тайфуна Лайонрок, разрушающая способность которого лишила жителей возможности передвигаться наземным видом транспорта. Авиация оказалась единственным средством транспортного сообщения.
В декабре 2017 года введена в эксплуатацию новая посадочная площадка Восток Красноармейского района. Первый пассажирский рейс на посадочную площадку выполнен 28 декабря 2017 года. Рейс Владивосток–Дальнереченск–Восток стал 14 маршрутом воздушных перевозок малой авиации Приморского края.
Также в декабре 2017 года введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала малой авиации Светлая.
С сентября 2018 года новое комфортное здание аэровокзала Терней осуществляет прием и обслуживание пассажиров регулярных рейсов.
– В прошлом интервью вы говорили об очень важном проекте
– установке на посадочных площадках светосигнального оборудования. Что удалось сделать в этом направлении, и что это даст в конечном итоге?
– Как положено в таких случаях, объявлены и проведены закупочные процедуры на поставку и установку данного оборудования. Монтаж и установка светосигнального оборудования запланированы на август-сентябрь текущего года. В первую очередь оно будет установлено в Кавалерово и Тернее, куда производится наибольшее количество авиарейсов.
Это позволит использовать воздушные суда малой авиации в темное время суток, увеличив частоту регулярных рейсов и продления регламента работы посадочной площадки.
– Кроме того, помимо светосигнального оборудования появятся и новые заправочные комплексы. Первый из них будет поставлен и введен в эксплуатацию в поселке Амгу в августе этого года. Затем такие же комплексы появятся в Дальнегорске и Пластуне. В Амгу произведем замену морально устаревшего заправочного комплекса, который на сегодняшний день не справляется с требуемым объемом топлива, необходимым для заправки воздушных судов. Если говорить о Дальнегорске, то там на сегодняшний день вообще нет возможности заправки воздушных судов. Приходится делать посадку в Кавалерово для дозаправки, что приводит к увеличению времени выполнения полета и дополнительному расходу топлива. Все это в целом позволит без дозаправок выполнять полеты из отдаленных поселков во Владивосток и обратно с максимальной загрузкой пассажиров и экономией времени.
МЕЧТА О НЕБЕ
Говорят, что основы будущей профес-сии закладываются еще в детстве.
Помню, когда в школе открыли авиамодельный кружок, в него я записался одним из первых. Там мы под руководством преподавателя конструировали кордовые модели самолетов с двигателями, которые заправляли смесью эфира с касторовым маслом. А потом с замиранием сердца запускали их в небо, удерживая на длинном корде. Такие моменты запоминаются на всю жизнь…
После школы поступил в институт лесного хозяйства, в процессе учебы увлекся дисциплиной «Авиационная охрана лесов». Следующим этапом после института стал подмосковный институт повышения квалификации руководящих работников лесного хозяйства, где я прошел курсы летчиков-наблюдателей и получил свидетельство: «Летчик-наблюдатель гражданской авиации». Работал в Приморской базе авиационной охраны лесов с 2003 по 2012 год. Там прошел путь от рядового летчика-наблюдателя до руководителя.
По результатам работы в должности руководителя Приморской базы авиационной охраны лесов руководством региона было предложено возглавить КГУАП «Пластун-Авиа» в непростое для предприятия время, с целью организации работы по возрождению малой авиации в Приморском крае. Всю свою трудовую деятельность я неразрывно связан с авиацией.
– Чувствуете ли вы удовлетворение от работы, с каким настроением вы и ваши сотрудники приходите каждое утро в «Пластун-Авиа»?
– спросил я во время интервью Виталия Витальевича.
– Думаю, что у каждого человека, который достиг определенной цели, возникает чувство удовлетворения. Считаю, если руководитель предприятия не получает удовлетворе-ния от работы, он не может быть успешным. Достижение результатов в работе рождает желание созидать с новыми силами. Уверен, без соответствующего настроя, слаженной работы всего коллектива мы бы не достигли таких результатов. Люди понимают, что они делают, насколько ответственна их работа, и каков должен быть результат. Абсолютно все работники «Пластун-Авиа» ходят на работу с настроением, желанием трудиться.
О том, как работает коллектив «Пластун-Авиа», можно судить по ежегодному увеличению пассажиропотока. Через прессу, телевидение Приморцы благодарят за воз-рождение малой авиации. Постоянно растёт спрос авиакомпаний на услуги наземного обслуживания воздушных судов, оказываемые предприятием на посадочных площадках.
Мне очень повезло с командой, которая работает со мной. Каждыйе жедневно занимаются приемом-выпуском воздушных судов, обеспечением безопасности полетов, организацией строительства новых служебно-пассажирских зданий, поставками нового оборудования и модернизацией существующего. Пользуясь предоставленной возможностью, хочу сказать каждому из них огромное спасибо за добросовестный труд и самоотдачу.
– На отдаленных площадках работает много молодежи. Где молодые специалисты проходят обучение, какие должности вы им доверяете?
– У нас много новых людей в коллективе, которые прежде не работали в авиации. Что касается молодых специалистов, возьмем в качестве примера новую посадочную площадку «Восток», которой руководит Юлия Андреевна Максимчук, ей нет и тридцати. Начальнику посадочной площадки «Терней» Юлии Сергеевне Козловой всего 24 года, но, как и ее коллега из «Востока», она хорошо справляется со своей работой. Молодым специалистам бывает трудно в каких-то моментах, но им удалось наладить работу, сплотить вокруг себя коллективы, создать атмосферу доброжелательности во время обслуживания пассажиров. На посадочных площадках созданы все условия для успешной работы сотрудников предприятия, а также для комфорта пассажиров перед отправлением и в момент прибытия домой, в родной поселок. Сотрудники предприятия успешно проходят курсы повышения квалификации в специализированных учебных заведениях по подготовке авиационных специалистов. Весь комплекс работы по организации обучения, подготовке кадров лежит на плечах заместителя директора по безопасности и режиму Антона Сергеевича Маслова. Он полностью отвечает за контроль безопасности на предприятии в целом.
– Какие планы у «Пластун-Авиа» на следующий 2020 год?
– Планы по развитию малой авиации Приморья мы ежегодно представляем Администрации Приморского края и профильному департаменту транспорта и дорожного хозяйства. Не так давно губернатор Олег Николаевич Кожемяко побывал на посадочной площадке «Восток», которая была открыта в 2017 году, и детально ознакомился с ее работой. Он как никто другой понимает, насколько важна малая авиация для Приморского края, и всецело поддерживает наши предложения по развитию предприятия. В конечном итоге выиграет приморский пассажир, который быстро и с комфортом сможет добраться из одного населенного пункта в другой.
Сейчас вовсю идет строительство новых служебно-пассажирских зданий в Самарге и Единке. Кроме того, в Самарге предстоит восстановить посадочную площадку под эксплуатацию самолетов DHC-6-400. Думаю, что к концу года мы всю эту работу завершим, – считает руководитель «Пластун-Авиа».
– Сейчас тесно работаем с исполнителем по строительству новых зданий аэровокзала, решаем вопросы по отправке морем строительных материалов.
На следующий год мы планируем установить на посадочной площад-ке «Преображение» светосигнальное оборудование и два новых заправочных комплекса на посадочных площадках «Восток», «Светлая». В рамках программы развития транспортного комплекса Приморского края существует целый перечень посадочных площадок, которые планируются к восстановлению или созданию. Большая часть посадочных площадок восстановлена и построена. Например, сейчас ведем строитель-ство новой вертолетной площадки в селе Малая Кема. Проведена работа по планировке территории, где будет проводиться строительство служебно-пассажирского здания. Исходя из места расположения этого села, там нет возможности построить взлетно-посадочную полосу для самолета, поэтому площадка будет вертолетная. Такая задача была поставлена в прошлом году администрацией края, и мы ее обязательно выполним.
– Главный показатель работы малой авиации – это количество перевезенных пассажиров. Насколько загружены, востребо-ваны рейсы?
– Малая авиация Приморья, особенно в летний период, очень востребована, в день вылета авиабилет не купить. Поэтому пассажирам необходимо думать об этом заранее. Полеты в Приморскую глубинку востребованы в основном проживающими там жителями, также услугами малой авиации пользуются многочисленные туристы, в том числе иностранные.
Когда строятся новые объекты, созидается действующая инфраструктура, развивается предприятие, появляется уверенность в завтрашнем дне. Особенно это важно для приморских отдаленных районов: ее жители не должны быть оторваны от краевого центра, который теперь является столицей Дальневосточного федерального округа. И людям помогает в этом возрожденная малая авиация Приморского края.
Окно в АТР 2019 август №37
ТЕКСТ: ВИКТОР ТРОПЫНИН
ФОТО МАКСИМА КАЛЕННИКА И ВИТАЛИЯ ХОЛОИМОВА