Пластун-Авиа

Краевое государственное

унитарное авиационное

предприятие

«Пластун-Авиа»: стабильный полет в условиях пандемии

Июнь 2020

Текст: Виталий Холоимов
Фото автора

1

 

КГУАП «Пластун-Авиа» вошло в перечень системообразующих организаций, имеющих краевое значение и оказывающих существенное влияние на социальную стабильность для Приморского края, – рассказал директор предприятия Виталий Витальевич Юшин. – Строго соблюдая санитарные нормы, мы работали и продолжаем работать, обслуживая принадлежащие Приморскому краю посадочные площадки и воздушные суда.

Ни один из наших сотрудников не уходил в режим самоизоляции, мы не потеряли ни одного рабочего места, своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата. Каждый сотрудник нашего коллектива отдавал себе отчет, что никто за него поставленные задачи не выполнит.

Благодаря стабильной работе КГУАП «Пластун-Авиа» внутрикраевая авиация осуществляет регулярные рейсы в рамках утвержденного расписания. Исключением из правил были незначительные отмены полетов по метеоусловиям, а также из-за отсутствия загрузки.

В условиях режима самоизоляции люди стали на порядок меньше пользоваться услугами внутрикраевой авиации, что привело к снижению пассажиропотока на 50-70 процентов от прежнего уровня. Сегодня в связи с улучшением пандемической ситуации наблюдается постепенное увеличение спроса населения на авиационные перевозки.

Недавно в рамках рабочей поездки я побывал в Кавалерово, прилетев в обновленный аэровокзал я в очередной раз убедился в необходимости работы КГУАП “Пластун-Авиа” по обеспечению посадочных площадок и обслуживанию пассажиров, воздушных судов для благополучия населения Приморского края с целью стабильного развития транспортной системы Дальневосточного региона.

 ОТ КАВАЛЕРОВО ДО МАЛОЙ КЕМЫ

– На протяжении шести лет КГУАП «Пластун-Авиа» активно развивается, что наглядно видно по 15-ти реконструированным, а также вновь построенным посадочным площадкам и введенным в эксплуатацию новым служеб-но-пассажирским зданиям. Как сработали в прошлом году, какие новые посадочные площадки появятся в нынешнем?

– В 2019 году мы построили служеб-но-пассажирские здания в Единке и Самарге. Признаюсь, у нас были большие опасения по поводу того, вытянем ли мы эту стройку? Дело в том, что весь необходимый материал туда можно завозить только морем. Большую помощь в содействии нашим подрядчикам и в транспортировке материалов к месту строительства оказал директор АО «Тернейлес» Владимир Федорович Щербаков.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу выразить слова благодарности за такую важную для нас поддержку. Руководитель акцио-нерного общества всегда с понима-нием идет нам на выручку в трудную минуту. Например, в прошлом году “Тернейлес” предоставил специаль-ную технику для ремонта взлетно-посадочной полосы в Самарге. В этом году продолжить запланированный там ремонт ВПП нам мешают непре-рывные осадки, из-за которых почва не может просохнуть как следует, в связи с чем невозможно обеспечить работу тяжелой техники. В результате в Самаргу сегодня летает только вертолет. Как только погода позволит, выполним планировку и уплотнение катком летное поле посадочной площадки для приема самолетов малой авиации.

С начала этого года мы организовали строительство двух служебно-пассажирских зданий на посадочных площадках «Усть-Соболевка» и «Максимовка». Для каждого здания аэровокзала было использовано три двадцатифутовых контейнера, где утеплили полы, стены и потолки. Снаружи здания обшили металлическими панелями, внутри оснастили системой жизнеобеспечения – отоплением, электропроводкой и освещением.

Сейчас идет процесс подключения их к электроснабжению, отоплению. Думаю, что к середине лета эти работы будут полностью закончены и новые здания аэровокзала начнут принимать и обслуживать пассажиров. Впереди строи-тельство служебно-пассажирского здания в одном из самых отдален-ных поселков нашего края – Агзу. Старое здание аэровокзала мораль-но и физически устарело, поэтому настала пора его заменить.

Словом, работы хватает. Например, на ВПП в посёлке Восток и селе Максимовка возникла необходимость протянуть новую линию электропере-дач, в Тернее предстоит провести реконструкцию склада авиаГСМ, где необходимо заменить насосы и топливопровод до места заправки воздушного судна.

Осуществляя строительство или реконструкцию посадочных площа-док, КГУАП “Пластун-Авиа” стремится обеспечить их новыми станциями авиаГСМ. Современные мобильные заправочные комплексы появились на посадочных площадках Пластун и Дальнегорск, где их прежде не было. Особенно это актуально для Дальнегорска. Раньше в жаркую погоду и при встречном ветре при-ходилось снижать загрузку пассажи-ров на самолете. Вместо 19 человек на борт брали 15 для того, чтобы выполнить рейс из Владивостока в Дальнегорск и обратно без дозаправки.

Сегодня эта необходимость отпа-ла, полная пассажирская загрузка самолета обеспечивается по всему маршруту следования рейса. То же самое касается и рейсов в Пластун. В текущем году мы планируем приобрести два облакомера для измерения нижней границы облачности на поса-дочных площадках в целях обеспе-чения безопасности полетов. Данное оборудование будет использоваться для комплексной работы со свето-сигнальным оборудованием, которое мы закупили в прошлом году.

ОГНИ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ

– Расскажите, на каких посадочных площадках смонтировано специальное оборудование, как это отразится на выполнении авиационных рейсов?

– В прошлом году мы приобрели два комплекта светосигнального оборудования, которые позволяют принимать и выпускать воздушные суда в условиях ограниченной видимости, в темное время суток. Уже развернули огни в Тернее, сейчас приступаем к тестированию оборудования. Если результаты будут положительными, будем вводить его в эксплуатацию. Как водится, не обходится без проблем. Нынешняя весна в Приморье выдалась дождливой с большим количеством осадков, что мешает нам реализовать этот проект. Например, перед тем, как установить светосигнальное оборудование, необходимо было произвести текущий ремонт взлетно-посадочной полосы. Долго ждали, когда просохнет грунт и можно будет отгрейдировать, отсыпать площадку в проблемных местах. Когда провели подготовительную работу, приступили к установке светосигнального оборудования. Согласовали с перевозчиком первые тестовые полеты по огням малой интенсивности

Как я уже говорил, новое оборудование позволит производить взлет и посадку воздушного судна в темное время суток. Главное, чтобы не было тумана и большой облачности. Когда ночное небо чистое, то сверху посадочная площадка просматривается как на ладони. Пилотам самолета, заходящего на посадку, огни ВПП видны издалека. Вторым объектом, где будет установлено светосигнальное оборудование, станет ВПП «Кавалерово». Перед этим необходимо будет произвести ремонт асфальтобетонного покрытия. Рассчитываем, что к нам на торги за право выполнить эти работы, зайдут подрядчики. Впрочем, как получится на практике, пока не знаем. С наступлением лета у дорожников очень много работы. Если говорить про нашу работу, то все зависящее от нас мы сделали: подготовили всю документацию, необходимую для процедуры определения победителя на выполнение работ. Сами доку-менты находятся в уполномоченном органе, который занимается объявлением закупки. Мы очень надеемся, что закупка состоится и ремонт ВПП Кавалерово будет выполнен качественно в установленные сроки.

– В феврале этого года село Малая Кема Тернейского района связали авиасообщением с районным центром. Благодаря этому местные жители теперь могутдолететь до Тернея всего за 20 минут. Кто выступил инициатором нового маршрута, какие меро- приятия были выполнены коллективом «Пластун-Авиа», чтобы рейс начал осуществляться?

– Поручение на создание нового маршрута мы получили от заместителя Председателя Правительства Приморского края Александра Ивановича Костенко, который в тот период занимал должность вице-губернатора Приморского края. Поводом послужило обращение жителей села Малая Кема о необходимости строительства новой посадочной площадки. В сжатые сроки нам удалось построить вертолетную площадку со всей необходимой инфраструктурой, а также новое служебно-пассажирское здание. Благодаря этому было налажено стабильное авиасообщение с селом.

«ЕСЛИ ПЛАСТУН-АВИА РАБОТАЕТ, ЗНАЧИТ С СУБСИДИРОВАНИЕМ АВИАБИЛЕТОВ ВСЕ В ПОРЯДКЕ»

– Внутрикраевая авиация живет за счет субсидирования из краевого бюджета. Благодаря этому для населения авиабилеты ста-ли доступны. А как это выглядит на практике? На сколько снижена изначальная стоимость авиа-билета? Удается ли в нынешних условиях поддерживать необходимый уровень субсидирования?

– Пользование услугами малой авиации для большинства жителей отда-ленных сел и поселков края без поддержки Правительства Приморского края было бы не по карману. Благодаря краевым субсидиям авиа-билет стал дешевле на 50% и сравним со стоимостью автобусного билета на этом маршруте. Только на автобусе придется ехать 12-14 часов, а на самолете лететь всего полтора-два часа.

– 25 августа исполнится шесть лет с момента поставки в Приморье первого воздушного судна DHC-6, рассчитанного на 19 посадочных мест. Каждый раз во время интервью я неизменно Вас спрашиваю: как работает импортная техника в сложных приморских условиях? Есть ли проблемы?

– Этот тип самолета показал и продолжает показывать себя с самой лучшей стороны. Он неприхотлив к приморскому климату, покрытию ВПП. Работает безаварийно, стабильно обеспечивая воздушное сообщение краевой столицы с поселками и селами края. Насколько мне известно, хорошо зарекомендовала себя эта техника и на Чукотке. Там компания «Чукот-Авиа» успешно использует три самолета DHC-6.

ЗАПРАВИТЬ ВЕРТОЛЕТ, ПРОВЕРИТЬ ИВЛ

– Обслуживание санитарной ави-ации тоже находится в вашем ведении. Расскажите об этой деятельности.

– Санитарная авиация Приморья заработала в феврале 2016 года, через год после запуска в эксплуатацию канадских самолетов DHC-6. Для оказания срочной медицинской (санитарно-эвакуационной) помощи жителям населенных пунктов края используется вертолетная техника. Случается, что бригаде хирургов необходимо срочно вылететь в поселок для проведения операции на месте. Это происходит в том случае, если пациента невозможно транспортировать в краевой центр по при-чине его тяжелого состояния. Но это исключение из правил. В основном наши медики вылетают рейсом санавиации для оказания экстренной помощи и доставки тяжелобольных пациентов в региональный центр.

КГУАП «Пластун-Авиа» обеспечивает финансирование затрат на лет-но-техническую эксплуатацию воз-душных судов, куда входят полеты, заработная плата экипажей, техников, заправка вертолетов топливом.

Наша задача состоит в постоянном контроле работы санитарной авиации в вопросах целевого использования вертолетов, исправности дорогостоящего импортного оборудования, находящегося на борту вертолета. Для этого мы заключи-ли договор со специализированной организацией, которая ежемесячно обслуживает и проверяет состояние специального медицинского оборудования, установленного на вертолетах с целью поддержания стабильного состояния пациента во время полета от места эвакуации до медицинского учреждения. Оборудование должно быть в постоянной готовности для проведения реанимационных действий на борту воздушного судна. Наш эксплуатант, приморская вертолетная авиакомпания «Гранат», отлично зарекомендовала себя как добросовестный, надежный исполнитель авиационных работ и технических услуг. Это одна из немногих компаний в нашем крае, имеющая сертификат на техническое обслуживание нескольких типов вертолетов – таких, как Ми-8, Ми-2, “Robinson”, “Eurocopter”.

МОДУЛЬНЫЙ АЭРОВОКЗАЛ

– При строительстве аэровокзалов в отдаленных населенных пунктах вы использовали модульные здания. Как таки строения показывают себя в эксплуатации? Насколько надежны, комфортны?

– Модульные здания аэровокзалов на посадочных площадках эффективно используются, обеспечивая комфорт пассажиров и провожающих лиц, а также необходимые меры авиационной безопасности. Пятый год исправно выполняет свои функции здание аэровокзала в поселке Преображение. В сентябре 2016 года, в разгар тайфуна «Лайонрок» мы открыли там посадочную площадку. И сделали это вовремя, потому что автобусом по размытым дорогам добраться в краевой центр было просто невозможно. Годом раньше на посадочных площадках в Дальнегорске и Амгу также были построены модульные здания аэровокзалов. Со временем мы дополнительно сделали пристройку, чтобы оборудовать диспетчерскую и увеличить стерильную зону для пассажиров. В результате получилось типовое здание подобное тому, которое есть в Преображении. Крепкое, надежное и комфортное. В 2017 году такое же служебно-пассажирское здание было возведено в поселке Восток, в 2018 – в Тернее, затем поселке Светлая. Модульная система, которую мы применили, со временем показала свою надежность и эффективность. Зимой там тепло, летом прохладно за счет кондиционеров. Ожидание очередного рейса для пассажиров проходит в комфортных условиях.

Аэродромная инфраструктура база малой авиации Приморского края построена. Теперь основной акцент будем делать на качестве обслуживания пассажиров и площадок, повышения безопасности, поддержания наших объектов в рабочем состоянии. Со временем, когда в этом возникнет необходимость, будем заниматься модернизацией и усовершенствованием инфраструктуры посадочных площадок.

– Побывав в 2018 году в аэровокзале «Кавалерово», обратил внимание на комфортабельную гостиницу. Насколько она востребована у пассажиров?

– В результате капитального ремонта аэровокзала посадочной площадки Кавалерово была обустроена очень хорошая комфортабельная гостиница на пять номеров. Пока это единственная гостиница в имеющихся аэровокзалах края. Она пользуется спросом, есть уже и постоянные клиенты, которые любят там останавливаться. Гостиница аэровокзала “Кавалерово” расширила сервис услуг для пассажиров на случай задержки рейса и гостей.

– Сколько сотрудников сегодня трудится в КГУАП «Пластун-Авиа», как решаете проблему кадров?

– Штатная численность сотрудников предприятия составляет 148 чело-век. Кадровый вопрос решаем по мере его поступления. Люди, которые хотят у нас трудиться, работу ценят, дорожат ею, прикипают всем сердцем к малой авиации.

«ПОМНЮ КАЖДЫЙ МОМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ НАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

– КГУАП «Пластун-Авиа» вы руководите шестой год. За время короткое с исторической точки зрения сделано очень много. В крае возродилась малая авиация, которая охватила своим крылом все поселки и села края. Что запомнилось больше всего за прошедший период? О чем мечтаете, какие планы строите?

– Когда в один момент остановились авиаперевозки, и предприятие «Владивосток-Авиа» было признано банкротом, руководство края предприняло экстренные меры для спасения внутрикраевой авиации. Найденный выход оказался самым оптимальным и жизнеспособным. Были приобретены новые самолеты, восстановлены посадочные площадки. В результате не только у приморцев появилась возможность летать в самые отдаленные населенные пункты края воздушным транспортом. Жители Дальнегорска, Преображения, Кавалерово уже и не мечтали, что региональная авиация снова станет на крыло. Но спустя четверть века это случилось. Сегодня малая авиация выполняет огромную социальную роль в обеспечении транспортной доступности. Жители отдаленных населенных пунктов больше себя не чувствуют оторванными от краевого центра. Правительство Приморского края в этом процессе принимает непосредственное участие, полностью взяв под свою опеку все затраты, регулируя тарифы на авиаперевозки, делая авиабилеты доступными.

Я помню каждый этап, каждый момент становления нашего пред- приятия. Особенно запомнилось, когда мы приобретали новые воз-душные суда, как восстанавливали, реконструировали аэродромную инфраструктуру. Я люблю свою работу и не скрою, что очень доволен результатом, которого мы добились за прошедший период. Начиная с 2014 года, КГУАП «Пластун-Авиа» проведена колоссальная работа, результаты которой наглядно видят жители и гости нашего края. Мы создали сплоченный коллектив профессиональных специалистов, которым любые задачи по плечу. Построив базу, фундамент, мы сегодня делаем акцент на качестве предоставляемых услуг, стремимся улучшать сервис, увеличивать часто-ту рейсов, усиливать безопасность полетов и объектов транспортной инфраструктуры. Это те вопросы, которыми мы будем заниматься в ближайшей перспективе.

Тот, кто бывал в кабинете руководителя КГУАП «Пластун-Авиа», неизменно обращал внимание на точную копию канадского самолета DHC-6. Недавно добавилась еще одна – легендарного вертолета Ми-8.

КГУАП «Пластун-Авиа» не является непосредственным эксплуатантом воздушных судов», – сказал в конце интервью Виталий Витальевич. – Тем не менее, поставщики светосигнального оборудования посчитали необходимым подарить нам модель вертолета МИ-8 с указанием принадлежности воздушного судна. Логика в этом есть – ведь не кто иной, как коллектив «Пластун-Авиа», готовит площадки для безопасного приема и выпуска воздушных судов, обеспечивает их диспетчерское сопровождение, наземное обслуживание, заправку топливом. Без нашего участия выполнение полетов было бы невозможным. Мы делаем свое дело, невзирая на коронавирусные пандемии и кризисы. Работаем для людей, чтобы никто из жителей Приморского края не чувствовал себя оторванным от регионального центра. Во благо жителей и гостей Приморского края коллектив «Пластун-Авиа» трудится и созидает любимое дело.

2

ТЕКСТ: ВИКТОР ТРОПЫНИН
ФОТО АВТОРА